Зеленский превращается в диктатора Украины

Президент Украины, собравший в своих руках невиданную для страны власть, намерен добиться еще больших, поистине диктаторских полномочий. По крайней мере, это прямо следует из того, какие изменения в конституцию и другие законы страны он готовит. Почему Зеленский оказался настолько властолюбивым и что он делает для усиления своей власти?

Обычно, говоря о Владимире Зеленском, вспоминают его роль президента Украины Василия Голобородько в фильме «Слуга народа». Там он выходец из низов (школьный учитель), демократ и популист. Но Зеленскому приходилось исполнять и роль Наполеона – в пошловатой комедии 2012 года. Сейчас он все больше отходит от первой роли и приближается ко второй...

Вживание в роль Наполеона видно не только по манере поведения (достаточно вспомнить его грубую выходку на первом заседании новой Верховной рады), но и по подаваемым законопроектам. Первый же пакет президентских проектов, предполагающий внесение ряда изменений в украинскую конституцию, озадачил депутатов.

 

Неприкосновенность и другие изменения в конституциюПрежде всего принята во втором чтении отмена депутатской неприкосновенности.

Этот шаг – очень популярный в обществе (борьба за отмену неприкосновенности ведется фактически уже около двух десятилетий). Но ранее принять этот закон не получалось по очевидной причине – из-за опасений оппозиции, что отсутствие иммунитета позволит властям осуществлять политические репрессии по «обходной технологии» (привлекая к ответственности по хозяйственным или уголовным делам). Тут, кстати, даже не надо доводить дело до заключения – нередко достаточно вывести политика из игры на некоторое время. Обвинения могут и не подтвердиться.

Кроме того, принят в первом чтении (отправлен на согласование в Конституционный суд) ряд других поправок в конституцию.

Во-первых, это законопроект о праве президента создавать регулятивные органы и назначать глав Государственного бюро расследований и Национального антикоррупционного бюро.

ГБР и НАБУ – структуры, созданные США для «борьбы с коррупцией» (на самом деле – чтобы держать на коротком поводке украинских политиков). Само по себе внесение изменений в конституцию ничего в их фактическом подчинении не меняет – их главы и так назначались президентом. Петр Порошенко нашел свои методы усмирения антикоррупционных органов (он столкнул лбами НАБУ и антикоррупционную прокуратуру с тем, чтобы они бегали жаловаться друг на друга к нему). Думается, что и Зеленский что-то придумает.

Читайте также:  Томос как священный артефак(т) политики Порошенко

Куда интереснее право создавать регулятивные органы и, соответственно, назначать их руководителей. Это существенно расширяет полномочия президента, причем расширяет их неопределенно (по конституции перечень прав президента исчерпывающий, а формулировка проекта позволяет создавать сколько угодно органов).

Во-вторых, это законопроект об уменьшении состава Рады и закреплении пропорциональной системы. Собственно, решение о сокращении числа депутатов до 300 было принято еще на изрядно забытом референдуме 2000 года, а введение чисто пропорциональной (а не смешанной мажоритарно-пропорциональной, как сейчас) подразумевается нынешней конституцией, но прямо в ней не закреплено. Эта норма скорее популистская, но она привносит некоторые изменения в формирование парламента в будущем. В частности – растет цена депутатского мандата и популярные партии получают большие возможности в новой Раде.

Впрочем, судя по первому голосованию по этому проекту, наскрести 300 голосов для его поддержки во втором чтении будет почти невозможно.

В-третьих, о дополнительных основаниях для лишения депутатских полномочий. Речь идет о наказании за прогулы и неличное голосование. Кстати, и тот и другой вопрос можно было бы решить без внесения изменений в конституцию, но Зеленскому нужны дополнительные рычаги для контроля над своими депутатами, которым он не особенно доверяет.

В-четвертых, о законодательной инициативе народа. Этот момент очень интересный.

С одной стороны, внедрение такой нормы в конституцию расширяет инструментарий прямой демократии (разумеется, тут нужен специальный закон, описывающий процедуру «народной инициативы»). С другой, совершенно очевидно, что «народная инициатива» будет использована так же, как сейчас используется механизм петиций – для легализации инициатив власти, за которые сама власть по какой-то причине ответственности брать не хочет.

Вообще же особенность любого авторитарного лидера – в стремлении обеспечить прямую связь лидера и народа, в обход представительских органов и административного аппарата («царь хороший – бояре плохие»). Народная законодательная инициатива – вполне пригодный для этого механизм.

Читайте также:  Выборы в Раду приносят Зеленскому больше, чем он рассчитывал

Контроль за СМИ и силовиками

В Раду подан также законопроект, в соответствии с которым национальная гвардия Украины выводится из системы МВД и подчиняется непосредственно президенту. Насколько можно судить, этот маневр – своеобразная «плата» за сохранение в составе правительства министра внутренних дел Арсена Авакова – талантливого, но крайне токсичного политика и управленца.

Нацгвардия же – довольно мощное в военном смысле соединение, боевой численностью около 50 тыс. человек, имеющих на вооружении танки, бронемашины, артиллерию калибром до 122 мм и даже транспортно-десантную авиацию. Теперь эту военную силу предлагается перевести в оперативное подчинение президенту.

А тут еще и решение Национального совета по телевидению и радиовещанию, который обратился в суд с предложением лишить лицензии оппозиционный канал «NewsOne», входящий в медиахолдинг Медведчука. Основание – высказывания гостей канала (например, депутата Олега Волошина, требовавшего исполнения Минских соглашений). Кроме того, начата проверка другого канала того же холдинга – «ЗиК».

«NewsOne» не в первый раз становится мишенью атак «патриотов» – еще при Порошенко Верховная рада приняла решение о закрытии канала, но тогда это дело хода не получило.

В Нацсовете большинство составляют люди, назначенные прошлой властью, но за решение голосовал и представитель Зеленского. Скорее всего, чиновники от телевидения выслуживаются перед новым президентом, но совершено очевидно, что их инициатива идет в русле его намерений.

Почему Зеленский кренится к авторитаризму?

Вообще тут несколько причин – как субъективных, так и объективных.

Если говорить о причинах субъективных, но Зеленского подталкивают к усилению своей власти совершенно естественные для популярного политика основания – он получил рекордную поддержку граждан на выборах и должен иметь возможность реализовать свою власть. К тому же надо иметь в виду, что, как утверждают актеры «Квартала 95», Зеленский в коллективе отнюдь не склонен к демократии – он лидер авторитарного типа.

Читайте также:  Зеленский после выборов. Реконструкция будущего

Это если не спекулировать на комплексах, происходящих из-за низкого роста (а они есть – уже неоднократно замечено, что Зеленский носит специальную обувь).

На стыке субъективных и объективных причин находится то, что все без исключения украинские президенты пытались расширить свои полномочия. Леонид Кучма после первого избрания обеспечил принятие конституции, которая считается сейчас «суперпрезидентской», а после вторичного избрания провел референдум, также расширяющий президентские полномочия (его результаты, правда, реализованы не были). Виктор Ющенко обдумывал возможность возвращения к конституции 1996 года, но отменил редакцию 2004-го только Виктор Янукович. Только Порошенко не пытался легально расширить свои полномочия, но его политическое влияние и так превысило возможности Кучмы (другое дело, что к моменту выборов этот потенциал рассеялся).

Если говорить об объективных причинах, то их в основном две.

Во-первых, Зеленский действительно человек в политике новый и ему объективно не на кого опереться. Государственный аппарат его игнорирует, наспех слепленная из гумуса и веток партия не внушает доверия... Остается опираться на себя и народ.

Во-вторых, Зеленский намерен проводить непопулярные реформы. Вот, например, продажа земель сельскохозяйственного назначения, уже поставленная в планы и против которой выступает свыше 70% граждан Украины... Реформы будут вызывать сопротивление, и сам Зеленский отлично знает, как рискует – в «Слуге народа» Голобородько тоже принимает условия МВФ, получая в результате импичмент и тюрьму.

Чтобы начать такие реформы и довести их до конца, действительно нужны чрезвычайные полномочия...

Leave a Reply