Война за ЦИК: Как процедурный вопрос стал на Украине политическим

Очередная сессия украинского парламента началась во вторник, 4 сентября, с заявления спикера Андрея Парубия, в котором он поднял казалось бы старый вопрос состава Центральной избирательной комиссии - ее уже 4 года не могут переизбрать. И это – не процедурный вопрос. Это вопрос выживаемости режима Порошенко на Украине.

Во вторник, 4 сентября спикер Верховной рады Андрей Парубий анонсировал изменения в составе ЦИК: «Я считаю невозможным такой сценарий, чтобы ЦИК не был переизбран. Я знаю, возможно, есть определенные политические силы, которые бы хотели, чтобы остался старый ЦИК. Как председатель парламента, я не допущу, чтобы выборы на Украине проходили со старым составом ЦИК. (…) Этот вопрос должен быть решен как можно быстрее — если не в ближайшую неделю, то в ближайшие недели он должен быть решен, и Центральная избирательная комиссия должна быть обновлена».4 года без ЦИК

Вопрос полномочности нынешнего состава ЦИК имеет длинную историю. Собственно, возникла она со всей остротой перед президентскими выборами 2014 года, когда «внезапно» оказалось, что у 12 из 15 членов ЦИК 1 июня 2014 года истекает срок полномочий. Судьба демократии (точнее — легитимности нового режима) оказалась под угрозой.

Большая часть членов ЦИК была назначена еще в 2007 году и проводила, соответственно, парламентские выборы 2007 и 2012 годов, президентские — 2010 года и местные 2010.

Внешне завершение полномочий ЦИК назначенным на 25 мая 2014 года президентским выборам не мешало, но это не совсем так. ЦИК оказывался недееспособным через пять дней после выборов, в то время как на установление итогов отводится десять суток, не говоря уже о вероятности второго тура (его не было, но тогда-то этого еще никто не знал).

В общем, 8 апреля Рада приняла изменения в закон о ЦИК, в соответствии с которым полномочия членов комиссии прекращаются по истечении 7 лет полномочий, но не автоматически, а решением Рады. Т.е., если такого решения нет, то член ЦК может занимать должность пожизненно. А решение может появиться в любой момент, выгодный власти — что тоже очень удобно.

Читайте также:  Музыкальный ринг. Как Тимошенко с помощью певицы Приходько прорывает блокаду

Кстати, с юридической точки зрения не совсем понятно, насколько законно это решение. Конституция не дает Раде права продлять полномочия членов комиссии, в то время как перечень прав ВР исключительный.

Впрочем, никакого значения это не имело — результаты президентских и парламентских выборов 2014 года были признаны, не смотря на всю сомнительность их назначения с точки зрения конституционного права.

Не озаботились украинские власти заменой состава ЦИК перед местными выборами 2015 года — их тоже провел «продленный» состав.

Летом 2016 года президент Порошенко подал в парламент представление о назначении членов ЦИК, однако стороны не смогли согласовать квоты в новом составе комиссии.

Между тем, тянуть процесс становилось все сложнее.

В 2017 году истекли полномочия еще одного члена комиссии.

Глава ЦИК Михаил Охендовский попал под расследование «черной бухгалтерии» Партии регионов — антикоррупционные органы инкриминируют ему получение свыше $ 160 тыс. из партийных фондов. Правда, детективы НАБУ не смогли установить, за что, собственно, ему платили. А, между тем, бывший первый зампред СБУ Виктор Трепак полагает, что речь идет о фальсификации выборов 2010 года.

Переназначения состава ЦИК требовали западные партнеры.

Война за ЦИК: Как процедурный вопрос стал на Украине политическим
Заседание Центральной избирательной комиссии Украины

23 января 2018 года президент подал список из 14-ти кандидатов в состав ЦИК (таким образом, депутатам была предоставлена возможность выбора — одного из кандидатов можно было исключить). Большинство из них составляли представители Блока Порошенко и «Народного фронта». Своих кандидатов получили Радикальная партия Ляшко и «Самопомощь», и даже группы «Возрождение» и «Воля народа» (по слухам, их представители были согласованы с Администрацией президента).

В то же время, интересы «Батькивщины» и «Оппозиционного блока» учтены не были, что вызвало предсказуемый протест. На нарушение принципа политической пропорциональности обратила внимание ПАСЕ, приняв в этой связи 26 января отдельную резолюцию.

Упорство президента в проталкивании такого состава ЦИК можно понять — в случае избрания членов ЦИК в 2018 году, их полномочия закончатся только в 2025 году, что охватывает президентские и парламентские выборы не только 2019, но и 2024 года. Значимый приз для власти.

Читайте также:  В среднем по больнице: Лидеры украинских соцопросов выжидают перед рывком

Толкотня между властью и разнообразной оппозицией продолжалась до самого конца сессии. Назначению нового состава ЦИК не помогло даже присутствие в сессионном зале президента — голосов на это не хватило.

Самое интересное, что в оппозиции президенту оказался даже «Народный фронт», который использовал тему формирования комиссии для давления на президента в других вопросах. Прежде всего, фронтовиков интересовало распределение мест в «большом кадровом пакете» (помимо членов ЦИК в него входили глава НБУ, двое судей Конституционного суда, некоторые министры и т.п.) и в будущем объединенном списке партий на выборах (самостоятельно НФ идти не может — избирателей нет). Президентская сторона запугивала НФ досрочными выборами, а НФ не дал голосов за президентский состав ЦИК. Партнерство между членами коалиции выглядит примерно так.

Надо отметить, что это чуть ли не первый случай, когда парламент довольно дружно выступил против инициативы президента и добился победы. До этого законопроекты, усиливавшие президента, находили поддержку в сессионном зале. Даже при том, что т.н. «коалиция» в составе БПП и НФ ни разу не смогла собрать 226 голосов (спикер убеждает, что у него есть подписи, но благоразумно никому их не показывает).

Перезагрузка неизбежна

Собственно, сами по себе события первого полугодия наглядно показали, что остановить процесс нельзя — ЦИК надо переизбирать. Причем вариант пропрезидентского ЦИКа не проходит — необходимо будет учесть предложения оппозиционных партий.

Формирование же ЦИК в соответствии с принципами партийного представительства в парламенте существенно затрудняет (а то и вовсе делает невозможными) масштабные фальсификации, на которые могла надеяться президентская сторона.

Поражение президента в борьбе за ЦИК подталкивает его к неэлекторальным методам сохранения власти, а воспользоваться ими можно только ценой уступок «Народному фронту». Потому что реализовать какие-то силовые мероприятия без «орлов Авакова» (полиции, нацгвардии и формирований националистов) довольно сложно.

Украина.ру

Leave a Reply