Удивительная география первых памятников Тарасу Шевченко

В это трудно поверить, но первые два полноразмерных памятника Тарасу Шевченко были сооружены почти одновременно в небольшом райцентре Ромны Сумской области (на то время – Харьковской губернии) и… в Москве. Да-да, в той самой Москве, которая якобы «устраивала повсеместно русификацию и уничтожала всё украинское»
Строго говоря, памятники в Ромнах и Москве были не самыми первыми. Началось всё с… Казахстана.В 1881 году в бывшем Новопетровском укреплении (Форт-Шевченко) на полуострове Мангышлак был сооружён небольшой мраморный бюст. Стоял он до 1920 года, пока не был снесён какими-то революционерами.

В 1899 году во Львове была сделана попытка установить бронзовый бюст Шевченко, выполненный польским скульптором Циприаном Годебским в Париже. Разрешение получено не было, бюст хранился у русинских активистов и сейчас является экспонатом Национального музея Львова.

Третий бюст был установлен в 1900 году в Харькове. Инициатором его установки была жена банкира Алексея Алчевского. Поставили его в Мироносицком саду, недалеко от поместья Алчевских и женской воскресной гимназии, которой покровительствовала Христина Алчевская.

Удивительная география первых памятников Тарасу Шевченко

Автором бюста, изготовленного в 1898 году, был маститый скульптор, профессор Петербургской академии искусств Владимир Беклемишев. Скульптура была установлена без разрешения городских властей и простояла лишь около года. Потом она хранилась в семье Алчевских, с 1933 года — в Картинной галерее Шевченко в Харькове. После войны ее перевезли в киевский Национальный музей Тараса Шевченко.

Первым портретным памятником Шевченко на Львовщине стал бюст, установленный на средства жителей села Лисиничи около Львова в 1911 году.

Ещё один харьковский бюст был помещён в нише фасада Крестьянского дома, который открыли в 1912 году.

В 1913 году в Винниках появился бюст неизвестного скульптора из мастерской А. Яворского. Во время войны он был повреждён, восстановить его не удалось.

Читайте также:  Как начиналось освобождение Украины

Все эти памятники были небольшими бюстами.

Удивительная география первых памятников Тарасу Шевченко

Первый полноразмерный памятник Шевченко был открыт в городе Ромны Сумской области 27 октября 1918 года. Бетонный памятник в стиле конструктивизма соорудил уже довольно известный на тот момент украинский скульптор, автор памятника княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве Иван Кавалеридзе. В Ромнах он оказался не случайно: Киев в это время был перегружен беженцами из России, возможности снимать жильё были ограниченны, и скульптор поехал в родные места — он происходит из села Новопетровка на Роменщине. Уже при советской власти Кавалеридзе создал в Ромнах два памятника в стиле кубизма — «Прикованный Прометей» и «Освобождённый труд».

Фигура сидящего Кобзаря была установлена на постаменте в виде холма. Высота — около 3 метров. На постаменте — слова из стихотворения Шевченко «Марку Вовчку. На пам'ять» (1859): «…І оживу, і думу вольную на волю, із домовини воззову».

Удивительная география первых памятников Тарасу Шевченко

Это памятник был поставлен на месте, где в 1845 году стояла палатка Шевченко на Роменской ярмарке (она была настолько знаменита, что к городу провели одну из первых в Российской империи железных дорог). Кавалеридзе помогали печник (а со временем заслуженный артист РСФСР и народный — УССР) Степан Шкурат и исторический консультант Григорий Вашкевич, лично знавший поэта. Шкурат был натурщиком.

В 1982 году памятник реконструировали, на основе бетонной скульптуры сделали новую — бронзовую. Работы выполняли скульпторы В. Клоков и Б. Довгань и архитектор Ф. Юрьев.

Бетонная фигура при изготовлении формы раскололась, и её не очень удачно собрали. Сейчас оригинал находится на Андреевском спуске около музея И. Кавалеридзе.

История же второго ростового памятника началась летом 1918 года, когда В.И. Ленин выступил с инициативой установки в Москве памятников выдающимся революционерам, философам, деятелям науки и искусства. В том числе — Шевченко.

Вообще история первых памятников, установленных при советской власти, сама по себе довольно интересна и поучительна. Создавали их скульпторы-модернисты, и изображения получались довольно затейливые. Достаточно вспомнить Михаила Булгакова (очерк «Киев-город»): «Слов для описания черного бюста Карла Маркса, поставленного перед Думой в обрамлении белой арки, у меня нет. Я не знаю, какой художник сотворил его, но это недопустимо». Один из немногих уцелевших монументов этого периода — памятник Вацлаву Воровскому в Москве. Такое впечатление, что пьян или покойный советский дипломат, или скульптор, или зритель…

Читайте также:  Вацлав Воровский: главная улица Киева и странный памятник в Москве

Шевченко, однако, повезло. Работа была поручена скульптору Сергею Волнухину (автору памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве), который думал над созданием такого памятника ещё с дореволюционных времён. Он изобразил Кобзаря в гипсе.

Памятник был установлен в начале Рождественского бульвара, почти на Трубной площади, 3 ноября 1918 года. На фото с митинга в связи с открытием памятника видна выступающая Александра Коллонтай на фоне плакатов на украинском языке.

Удивительная география первых памятников Тарасу Шевченко

В 1920 году было принято решение установить памятник на постоянный гранитный постамент (и, вероятно, отлить его в бетоне). Он был демонтирован и перенесён в мастерскую скульптора, но тот заболел, переехал в Геленджик (тогда там никакого «дворца» ещё не было, но мало ли…) и там умер.

В истории этих двух памятников удивительны три момента.

Во-первых, памятник в Ромнах был установлен при Украинской державе гетмана Скоропадского, а в Москве — при советской власти. Очевидно, идеологическое наполнение памятников было разным: для украинских националистов Шевченко — украинский поэт, для коммунистов — революционный демократ. Но на конечном результате это никак не отразилось.

Во-вторых, удивительная синхронность открытия двух памятников.

Даже если дата открытия памятника в Ромнах дана по старому стилю (вероятность этого есть — во всяком случае, вопрос автора поставил сотрудников музея Кавалеридзе в тупик), всё равно разрыв составляет менее месяца. Мистика какая-то.

В-третьих, памятники очень похожи.

В обоих случаях Шевченко сидит на вершине холма или кургана, что отсылает к тексту стихотворения «Заповiт»: «Як умру, то поховайте мене на могилі» («могилами» на Украине называли курганы).

Вполне вероятно, что у обоих памятников был единый живописный или фотографический источник. Нам, однако, обнаружить его не удалось — наиболее известная картина такого типа написана в 1875 году Константином Трутовским, но на ней Шевченко в казацкой шапке и с кобзой.

Такая вот удивительная история с географией и хронологией…

Leave a Reply