индианаполис крейсер

Страшная история «Индианаполиса»

«Индианаполис» – американский тяжелый крейсер типа «Портленд», спущенный на воду в 1931 году.

26 июля 1945 года, в рамках проекта «Альберта», крейсер доставил на остров Тиниан важные части ядерной бомбы «Малыш» (в том числе – оружейный уран).

На обратном пути, 30 июля 1945 года, корабль был торпедирован японской подводной лодкой I-58 и затонул через 12 минут. Из 1197 человек на борту около 300 погибли вместе с кораблем. Примерно 880 человек осталось на поверхности океана с несколькими спасательными шлюпками без еды и воды. За 4 дня, проведенных в воде, выжившие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией и нападениями акул. По некоторым оценкам, около 60-80 моряков было съедено акулами, и это считается одной из крупнейших акульих атак.

Случай трагический, хотя, пожалуй, не самый жуткий из тех, которые случались во время войны на Тихом океане. Достаточно вспомнить осаду Сингапура.

Однако, особое значение этого случая было в том, что:

  • он был связан с бомбардировкой Хиросимы;
  • это был последний крупный корабль американского флота, потерянный во время войны (император Хирохито заявил о капитуляции 15 августа);
  • командование флота проявило исключительную безответственность.

Достаточно сказать, что сигнал бедствия с крейсера был получен тремя береговыми станциями, более того – была перехвачена шифровка с потопившей корабль подводной лодки (японские шифры американцам были известны). Однако никто не почесался даже.

Спасатели были направлены к месту катастрофы только 2 августа, когда плавающих заметила патрульная «Вентура». В результате, спасти удалось только 321 моряка, из которых четверо вскоре скончались.

В качестве виноватого был выставлен капитан корабля Чарлз Маквэй. Его осудили за невыполнение противоторпедного маневра. Впрочем, это не помешало ему прослужить на флоте до 1949 года и уволится в звании контр-адмирала. В 1968 году он застрелился.

Читайте также:  «О, ваши дни благословенны…»

Члены команды, однако, продолжали требовать реабилитации командира. Интересно, что к ним присоединился и командир I-58 Хасимото Мотицура, ставший к концу жизни синтоистским монахом.

В 2000 году Маквэй был полностью реабилитирован, а из его личного дела изъяли упоминания о вине в гибели корабля.

По этой истории в 1991 году был снят фильм «Миссия акулы» («Mission of the Shark») с Уолтером Стэйси Кичем-младшим в главной роли, а в 2016 году – «Крейсер», с Николасом Кейджем.

Оба фильма практически документальные, что для американского исторического кино, скажем прямо, не слишком характерно.

Сценарий у фильмов идентичный (фильм 2016 года на полчаса длиннее), в основу положены реальные факты, полученные сценаристами от непосредственных участников событий и из материалов суда над капитаном Маквеем.

Из таких фактов, которые есть в обоих фильмах, я отменил такие:

  • Обоснование капитаном отказа от противолодочного зигзага наличием у японцев кайтенов (аналог камикадзе), которые умеют маневрировать, и отказ японского капитана от их применения (что никак не отразилось на результате).
  • Мнение матросов о том, что в доставленном в Тиниан ящике находится пять тысяч рулонов туалетной бумаги для генерала МакАртура.
  • Нагретые в результате пожара ручки и штурвалы на корабельных дверях, о которые обжигает руки корабельный врач (1991) или один из матросов (2016).
  • Капитана выбросило за борт взрывом.
  • Письма к незнакомой девушке (1991) или книга (2016), которую пишет один из матросов.
  • Судовой священник, который сыграл огромную роль в выживании части команды.

Собственно, в чисто историческом плане, я заметил только две натяжки.

Во-первых, совершенно удивительным образом не только капитан Маквэй знает о Манхеттенском проекте (и само название, и о чем идет речь), но даже и капитан Хасимото говорит с офицерами о «бомбе». В фильме 1991 года это выражено более мягко, в фильме 2016 – более определенно.

Читайте также:  Взгляд на Поэта из окна райкома

У авторов явно какое-то альтернативное представление о секретности… Появление у американцев ядерного оружия и эффект от него был неожиданностью не только для японцев, но и для самих американцев в массе. Думаю, на момент суда (ноябрь-декабрь 1945 года) сам Маквэй не знал о своей роли в использовании ядерного оружия.

Но вот на момент написания сценария знали все. Полагаю, сработал эффект послезнания не только у сценаристов, но и у очевидцев.

Во-вторых, Хасимото в беседе с Маквэем (он был свидетелем во время суда; беседа присутствует в обоих фильмах) уверяет его, что в Японии он был бы героем.

Маловероятно, если честно. Из того, что я читал о порядках в императорском флоте, следует, что командование полагало героические подвиги и упорное преодоление бытовых неудобств естественным состоянием японских военных. Поэтому награждали их крайне редко.

Помимо этого я бы остановился на компьютерной графике в фильме 2016 года. Она там, безусловно, замечательная. Я такую видел примерно в середине 90-х – ее тогда делали на трешках и четверках. Не, я понимаю, что Кейдж стоит дофигища денег, но я не верю, что компьютерная графика это так уж дорого. Все же 2016-й год. После «Звездных войн» и «Аватара» можно было нарисовать что-то более убедительное…

И, да – о заклепках. Я, вообще, «Портленд» от «Нью Орлеана» не отличу, потому о заклепках писать не собирался. Но в фильме 1991 года спасательный самолет не той системы! А в фильме 2016 года самолеты правильные и у меня даже возникло впечатление, что не рисованные (или их рисовали не те люди, которые рисовали корабли). Правда, «Энола Гей» в этом фильме стоит чуть ли не на причале и явно рисованная.

Читайте также:  Тишайший

Интересный момент, связанный с причинами трагедии. По дороге туда крейсер шел без противолодочного эскорта, в видах соблюдения секретности. А назад ему тоже было отказано в корвете на том основании, что «вас тут не было». Не думаю, что американцы скопипастили «ихтамнетов» из современной истории, но в фильме 1991 года этого эпизода нет…

В целом, не смотря на традиционно хорошую игру Кейджа, я бы не сказал, что получился шедевр. Читать про это страшнее, чем смотреть.

Leave a Reply