Создать, распустить и назначить. Три первых шага президента Зеленского

Итак, Владимир Зеленский стал президентом, получив поддержку более чем 73% избирателей. Через некоторое время (но не позже 1 июня, в соответствии со свёрстанным ЦИК планом-графиком кампании) он станет президентом. И должен заняться какой-то общественно-полезной деятельностью
Конечно, хотелось бы начать с выполнения предвыборных обещаний. Но тут есть некоторые сложности. Во-первых, всё сделать нельзя. Например, как оказалось, снижение коммунальных тарифов не входит в полномочия президента (формально это так, фактически — не совсем, а советникам президента стоило бы думать, прежде чем говорить). Во-вторых, чтобы выполнять обещания, надо сначала выстроить свою власть. Чем, собственно, Зеленский и займётся.

Администрация

Статус и полномочия АП в законодательстве не описаны. У нас вообще нет закона о президенте (хотя его ещё Ющенкотребовал). Поэтому президент может рулить своими «консультативными, совещательными и иными вспомогательными органами и службами» (Ст. 106 Конституции) как ему заблагорассудится.

Зеленский уже фантазирует, как он откроет где-то за городом оупенспейс (это типичный для США офис — большое помещение, в котором расставлены столы, слегка отгороженные один от другого) и загонит туда стадо плохо дрессированных еврооптимистов.

Эксперты: Каким президентом будет Зеленский
Эксперты: Каким президентом будет Зеленский

Увы, но эти фантазии сразу же столкнутся с жёсткой реальностью.

Президент выполняет множество церемониальных и управленческих функций, которые логично выполнять только в центральной части города. Например, президент назначает глав местных администраций. Как вы себе представляете главу областной администрации в оупенспейсе?

Опять же назначение глав администраций — сложная и скучная работа. Еврооптимисты с ней не справятся. Значит, нужны специалисты. Их тоже — в оупенспейс в лесу?

А ждать, пока нужный чиновник, министр, посол или депутат из центра за город доедет?

Кстати, на задворках АП стоит дом, в котором жил всемогущий ВВ — Владимир Щербицкий. Вполне возможно, что внутри найдётся место и для оупенспейса.

В общем, тут надо будет что-то решать. Методом, как водится, проб и ошибок.

Большое значение будет иметь и то, кто станет главой администрации нового президента. СМИ обсуждают две кандидатуры.

Читайте также:  Мураев, «NewsOne» и реванш. Как проиграть любому промайданному кандидату?
Елена Бондаренко: Четыре главные задачи для Зеленского
Елена Бондаренко: Четыре главные задачи для Зеленского

Во-первых, это Иван Баканов — бывший одноклассник Зеленского, главный юрист студии «Квартал 95», глава избирательного штаба и лидер партии «Слуга народа».

Во-вторых, это Дмитрий Разумков — известный политолог, пасынок Анатолия Гриценко, спикер избирательного штаба. Вообще-то для главы АП он слишком много говорит, но, вполне вероятно, при новом президенте стилистика работы его аппарата будет другой, чем при предшественниках.

Парламент

Президенту натурально нужен свой парламент. Иначе президент в парламентской республике — хромая утка с самого начала.

Этот парламент чужой — в нём нет не только пропрезидентской фракции, но даже хотя бы одного депутата (не будем же мы серьёзно относиться к инициативе депутата Куприя?). Более того, он вообще сформирован в совершенно иной исторический период и даже близко не представляет интересы граждан Украины.

«Война неизбежна»: Пресс-конференция о противостоянии Зеленского и Рады
«Война неизбежна»: Пресс-конференция о противостоянии Зеленского и Рады

Создать в нем коалицию в поддержку нового президента, наверное, можно, но очень тяжело. Порошенко, кстати, не зря против досрочных выборов — там уже есть довольно много его сторонников или людей, которые в принципе нужны только ему (большая часть фракций БПП, «Народного фронта», «Воли народа»).

Зеленский сразу обозначил намерение досрочно распустить Раду. Это, конечно, объявление войны Парубию и Порошенко, но отношений с Радой этот акт не испортит по указанным выше причинам.

Вопрос в другом — немного непонятно, зачем это вообще ему нужно.

Во-первых, выигрыш по времени будет минимальный: досрочные выборы будут летом, а очередные — в октябре. Ничего революционного за это время принять нельзя.

Во-вторых, досрочные выборы будут проходить по старой системе (срочные, почти наверняка, тоже, но там есть шанс поработать с Радой, а при досрочных шанса нет). Проведение выборов по старой системе — проигрыш президента прямо на старте. Не говоря уже о том, что по мажоритарке провести новых людей гораздо сложнее, чем по пропорционалке.

В-третьих, на летних выборах явка низкая, а Зеленскому это не выгодно — масса студентов и молодежи рассосётся, а оппозиционное ядро в Галичине никуда не денется. В общем, результат для него будет плохой,

Читайте также:  «Украинский Роден» с хутора близ Перекоповки

В-четвёртых, для роспуска Рады может банально не хватить времени — за шесть месяцев до конца полномочий действующей Рады назначать досрочные выборы нельзя. Этот срок истекает в конце мая (Андрей Портнов знает, как дотянуть до середины июня), и до этого срока нужно подвести итоги выборов, провести инаугурацию… У Януковичаэтот процесс занял 19 дней. Если у Зеленского не будет особых сложностей, то он официально займет пост в середине мая (ориентировочно 13-го). Сложности будут — дату инаугурации назначает Рада, а ей уже объявлена война.

За оставшееся время нужно будет доказать наличие оснований для роспуска Рады (это как раз несложно) и согласовать роспуск с фракциями (Ющенко в 2007 году просто исполнил перед руководителями фракций монолог о чем-то возвышенном). В общем, выглядит всё просто, но как оно будет на практике… Причём если Зеленский возьмется за роспуск, но не успеет, ему это припомнят и противники, и свои же избиратели.

Штаб Зеленского назвал фейком опрос о роспуске Рады
Штаб Зеленского назвал фейком опрос о роспуске Рады

В-пятых, с точки зрения партийной системы досрочные выборы вообще выгоднее Порошенко, чем Зеленскому.

У Порошенко есть готовая партия и возможные партнёры, причём летом от неё ещё что-то останется, а вот будет ли она существовать осенью — большой вопрос. БПП — сила административная, никакой здоровой основы в ней нет (есть, правда, УДАР, но он живет автономно, а на следующие выборы пойдёт отдельно).

У Зеленского партия существует чисто теоретически — в виде пакета регистрационных документов и местных штабов (вопрос ещё, из кого они состоят). Чем позже будут выборы, тем больше будет времени для формирования партийной структуры и полноценных списков. Впрочем, даже и тогда это будет не его партия, а партия власти, чьи перспективы печальны.

В общем, роспуск парламента нужен в основном для того, чтобы изобразить бурную деятельность в расчёте на то, что неизбежные ошибки и поражения будут прощены в рамках «медового месяца».

Разумеется, есть и вполне рациональные резоны: постараться реализовать максимальный рейтинг; поменьше работать со старым, токсичным парламентом; не дать возможности парламенту (а через него — экс-президенту Порошенко) навязывать свою повестку дня. Кстати, последний пункт Порошенко и Парубию вполне удаётся — они увлечённо принимают закон о языках, в необходимости подписания которого Зеленский совсем не уверен.

Читайте также:  Паника или истерика? Порошенко в поисках новой тактики избирательной кампании

Правительство

Полностью свое правительство Зеленский сможет получить только после избрания нового парламента, если он сможет создать там свою коалицию. Впрочем, эта коалиция и правительство тоже будут не совсем его — сейчас рейтинг «Слуги народа» составляет что-то около четверти активного электората, а это примерно треть мест в парламенте при идеальных условиях.

Частично решить эту проблему никак нельзя — президент отношения к правительству не имеет. Отставка премьер-министра (и соответственно кабинета) может произойти в случае переизбрания Рады, принятия Радой резолюции недоверия премьеру или отставки премьера по собственной инициативе. Президента тут нигде нет.

Климкин — Зеленскому: За внешнюю политику можешь не волноваться
Климкин — Зеленскому: За внешнюю политику можешь не волноваться

Поэтому актуально пока говорить только о заполнении «президентской квоты» — глав МИД и Минобороны, Генпрокурора и т.п.

С одной стороны, это довольно просто — после Климкина, Полторака и Луценко на соответствующие посты можно предлагать хоть говорящую лошадь. Профессиональный уровень кандидатов явно уже не имеет никакого значения. Впрочем, даже говорящей лошади в распоряжении Зеленского нет — об отсутствии кандидатов на посты глав МО и МИД заявил член штаба Руслан Рябошапка.

С другой стороны, кандидатуры надо будет протащить через Верховную Раду, которая настроена к новому президенту неоднозначно (она неспособна организовать сопротивление, но неспособна организовать и поддержку). Кажется, президенту придется назначать исполняющих обязанности.

Как предполагается, новый президент ждёт, пока соответствующие рекомендации даст второе (или первое?) правительство Украины на улице Сикорского. Рябошапка мягко изложил ситуацию так: «есть общая идея (возможно, я открою секрет), что это не должны быть люди из внутреннего круга, это должен быть своего рода конкурс. Возможно, не публичный». Какая уж тут публичность, когда речь идёт о личных, буквально интимных отношениях президента суверенного государства и посольства США…

В общем, положение нового президента будет хуже губернаторского. Что неудивительно — чай не губернатор, президент.

Украина.ру

Leave a Reply