Социология по выборам: Зеленский догоняет Тимошенко, оппозиция в растерянности

Украинская социологическая компания Аctive group не относится к широко известным. В основном она работает на уровне небольших регионов (одномандатных округов). 25 января компания опубликовала данные исследования, проведенного среди 5 тысяч граждан Украины 18-22 января
Выборы на Украине. Швейцарские смотрины, таинственный Вакарчук и дворник Зеленский
Выборы на Украине. Швейцарские смотрины, таинственный Вакарчук и дворник Зеленский

По данным исследования, намереваются принимать участие в выборах 74,3% опрошенных. Традиционно это число не надо принимать близко к сердцу — социология всегда даёт завышенные результаты явки. Реально будут принимать участие в выборах 55-60% избирателей.

Социологи провели опрос об информированности граждан о политиках. Эти данные представляют интерес, хотя редко публикуются. Наибольшей известностью пользуются президент Пётр Порошенко и его главный конкурент — Юлия Тимошенко. О них знают или слышали (формулировка вопроса очень «мягкая», тут речь идёт не об информированности, а об узнаваемости) по 81% опрошенных.

Тут какая-то загадка. В стране всегда есть люди, которые настолько не интересуются политикой и выключены из информационного поля, что не знают своего президента. В 90-е годы, например, в приграничных районах Черниговской области было довольно много людей, считавших президентом Лукашенко. «Ларчик» открывался просто — в районах не было покрытия украинского телевидения…

Тем не менее, почти пятая часть избирателей не знающих действующего президента — это очень много. Кучму не знали до 5% — жители самых глухих сёл. Такие данные показывают либо проблему с выборкой, либо какие-то глубокие процессы в украинском обществе.

Наиболее низкая известность — у лидеров националистов Руслана Кошулинского и Андрея Билецкого (15%), а также у Игоря Смешко (9%). Низкая известность определяет низкие рейтинги, но даёт определенные преимущества при рекламной раскрутке — формировать новый имидж с нуля всегда проще.

Интересно, что довольно низкий уровень известности (несколько менее 50%) у Александра Вилкула и Евгения Мураева — они в этом отношении сильно отстают от Юрия Бойко, о котором знают 68%. Напротив, удивительно высок уровень узнаваемости у Александра Шевченко — почти 30%. Он, конечно, вбил большие ресурсы в телерекламу, но, скорее, его просто путают с футболистом Андреем Шевченко (тот тоже ходил в политику).

Читайте также:  Донбасс: законодательная многоходовочка себе во вред

Рейтинги кандидатов на пост президента выглядят предсказуемо, но немного удивительно.

На первом месте, как и раньше, находится Юлия Тимошенко с результатом 15,1% (20,8% от активных избирателей). Это примерно соответствует прошлогодним данным трёх больших центров (КМИС, Разумкова и «Рейтинг»).

Но довольно неожиданно вплотную к ней приблизился Владимир Зеленский (14,9 и 20,5%). Учитывая погрешность выборки, он делит с ней первое место. Очевидно, старт президентской кампании комика оказался успешным. Мы, правда, по-прежнему полагаем, что ему не удастся выдержать темп на протяжении всей кампании.

На третьем месте — Пётр Порошенко с 10,4/14,4%. Если прошлогодние исследования показывали, что он идёт в довольно плотной группе претендентов на третье место, то сейчас он оторвался от остальных участников кампании. Насколько эта информация надёжна и удастся ли сохранить тенденцию надо ещё посмотреть. Однако, общее мнение политологов состоит в том, что у Порошенко значительные шансы выйти во второй тур.

Далее следуют Олег Ляшко (5,5/7,6%) и Анатолий Гриценко (4,9/6,8%).

Настоящая катастрофа произошла в «бело-синем» спектре — если Юрий Бойко устойчиво находился в первой пятерке и, при определённых условиях, мог претендовать на выход во второй тур, то успешный старт избирательной кампании Вилкула всё это разрушил. Сейчас Вилкул вырвался на шестое место (3,6/5%), Бойко откатился на седьмое (3,5/4,8%), Мураев оказался на восьмом (2,1/2,8%).

Кстати, сумме-то у них результат неплохой — 9,2/12,6%, но в прошлогоднем большом исследовании трёх центров за Бойко, Мураева и Рабиновича собирались голосовать 17,5% активных избирателей. Возможно, что это связано с особенностями исследований, но возможно избиратели разочарованы неспособностью пострегионалов договориться о выдвижении единого кандидата (всё же мотивация при ответах во время опросов до и после старта кампании отличается).

Результаты других кандидатов ещё менее вразумительны. Правда, надо отметить, что и сам список оставляет вопросы. Например, в качестве кандидатов числятся Святослав Вакарчук, формат чьего участия в кампании пока непонятен (впрочем, с рейтингом в 2,5% активных избирателей ему регистрироваться не обязательно) и Арсений Яценюк (менее 1%), который вообще выдвигаться не будет, хотя во время проведения исследования это ещё не было очевидно.

Читайте также:  Как украинские политики влияют на НАБУ

Наибольший антирейтинг имеют Порошенко (29,7%), Тимошенко (25,1%), Бойко (20,6%), Ляшко (19,1%) и Яценюк (16,3%). Удивительно, но значимый антирейтинг есть даже у Зеленского (12,8%).

В парламентских выборах собираются принять участие 61,3% избирателей (что даёт явку заметно менее 50%).

Результаты выбора политических партий только отчасти соответствуют президентским рейтингам:

— «Батькивщина» — 15/19,7%;

— «Слуга народа» (виртуальная партия Зеленского, чьё название сейчас активно раскручивается) — 14,5/19%;

— БПП — 11,2/14,7%;

— «Оппозиционный блок» — 5,8/7,6%;

— Радикальная партия — 5,3/7%;

— «Гражданская позиция» — 4,7/6,2%;

— «Самопомощь» — 4,3/5,9%;

— «За жизнь — оппозиционная платформа» — 3,1/4%;

— «Свобода» — 2,6/3,4%.

В чём особенности этого рейтинга?

Избиратели не успели разобраться в разнице «Оппозиционного блока» и одноимённой платформы. Видимо, за ОБ будут голосовать как сторонники Вилкула, так и сторонники Бойко… Понятно, почему Бойко пытается отбить у «ахметовцев» «торговую марку». Кстати, поддержка Мураева выше, чем партии «Наши» (2,8 и 2,2% активных избирателей).

Если Садовой выдвигается, чтобы упрочнить положение своей партии, то это плохая идея — рейтинг «Самопомощи» выше, чем в львовского мэра (5,9 и 3,8% активных избирателей). Есть вероятность, что кампания Садового нанесёт ущерб партии.

Рейтинг Кошулинского (1,9%) гораздо ниже рейтинга «Свободы». Впрочем, уже высказана гипотеза, что выдвижение этого кандидата нужно для того, чтобы случайно не нанести ущерба Порошенко, который, фактически, является «техническим кандидатом» националистов.

Общие выводы следующие:

Во-первых, повышается вероятность выхода во второй тур Порошенко и Тимошенко.

Во-вторых, значительным остаётся фактор неопределённости в результате выдвижения Зеленского.

В-третьих, в лагере антимайданной оппозиции — разброд и шатания, которые делают затруднительной реализацию хоть какой-то стратегии

Leave a Reply