Скучная Тимошенко оказалась в тени. Кризис избирательной кампании лидера гонки

Обвинения в подготовке фальсификаций, оглашённые Юлией Тимошенко на Согласительном совете 4 февраля, и столкновения на Подоле 9 в Киеве февраля знаменуют собой кризис в избирательной кампании экс-премьера
То, что на первое место в рейтингах вырвался Владимир Зеленский, проблемы для Тимошенко пока не представляет — большинство экспертов не считают, что он серьёзно будет бороться за победу. Однако есть целый комплекс других факторов, которые заставляют её беспокоиться.

 

Социологическая динамика

Данные январского исследования группы «Рейтинг», опубликованные 31 января, сами по себе должны были заставить забеспокоиться её штаб.

Мало того, что Тимошенко уступила первое место Зеленскому, так ведь не просматривается никакой позитивной динамики — с лета прошлого года рейтинг Тимошенко колеблется на уровне 18-21% без какой-то определённой логики. В общем, рейтинг не растёт, что можно было игнорировать, пока были стабильны рейтинги других игроков, но вызывает обеспокоенность сейчас.

При этом за тот же промежуток времени рейтинг Зеленского вырос более чем в два раза с 8-9 до 19 и даже 22% (в последнем январском исследовании, которое «Рейтинг» проводил совместно с УИСИ, «Социальным мониторингом» и «Инфо сапиенс»). Причём не исключено, что восходящий тренд продолжается, — резерв голосов у единственного кандидата, который широко известен и не связан прямо с действующей политической элитой, ещё не исчерпан.

Украинские социологи убедились, что обмануть избирателей не так-то просто
Украинские социологи убедились, что обмануть избирателей не так-то просто

Более того, продолжался рост рейтинга Петра Порошенко, поддержка которого за тот же период увеличилась почти вдвое — с 8 до 15%. Даже притом что его электоральные резервы близки к исчерпанию, он уже представляет угрозу для Тимошенко. А ведь летом его отставание было двукратным…

Кстати, рост рейтингов Зеленского и Порошенко играет крайне негативную информационную роль — сейчас всё общественное внимание сосредоточено именно на «феномене Зеленского» и возрождении рейтинга действующего президента. Тимошенко же прочно «отодвинута в тень».

Читайте также:  Одесская область, кандидаты в депутаты парламента. Парад клонов и гастролеров

 

Давление

Высокий рейтинг Тимошенко предопределяет сильнейшие атаки на неё, в первую очередь со стороны президента.

Во-первых, в списке кандидатов в наличии люди, которые постоянно критикуют Тимошенко, — Олег Ляшко и Инна Богословская. Политический вес Богословской ничтожен, но Ляшко не только критикует, но и перехватывает голоса.

Использована даже столь примитивная технология, как выдвижение «двойников». 8 февраля в эфире программы «Право на власть» Тимошенко заявила: «Я обращаюсь к президенту: как вы ставили этого Тимошенко Юрия Владимировичав список кандидатов в президенты, так же вспомните о чести и уберите этого Тимошенко Ю.В. из кандидатов в президенты и прекратите такие грязные манипуляции».

Во-вторых, предпринимаются попытки дискредитировать команду Тимошенко так, как это неоднократно делалось в прошлом.

7 февраля радикальные организации «Братство», «Неизвестный патриот» и «Традиции и порядок» предприняли штурм Житомирского облсовета, требуя от полиции справедливого расследования обстоятельств ДТП с участием депутата от фракции «Батькивщины» Дмитрия Кропачова.

Тимошенко и её команду пытаются привязать к делу Екатерины Гандзюк. В частности, 9 февраля боевики организации С14 попытались сорвать встречу Тимошенко с избирателями в Киеве, требуя отставки председателя Херсонского облсовета Владислава Мангера (он, кстати, был исключён из партии). Закончилось все столкновениями между боевиками и полицией.

Это вызвало нервную реакцию министра Авакова, написавшего на своей странице в «Фейсбуке»: «Партии и активисты. Хмурые личности в карманах с кастетами и флаконами зеленки. Заминированные машины, битвы агитаторов, подкуп и контрподкуп. Информационная война и гонка популизма до маразма. (…) Это не политика и не избирательная кампания — это бл*дство. Так мы не получим адекватную власть, мы получим власть бл*дскую, на новом витке ненависти, не способную к созиданию, а способную только к ненависти».

Аваков вновь ратует за честные выборы
Аваков вновь ратует за честные выборы

Между прочим, столкновения с полицией и кампания травли против нее начались после того, как 8 февраля Тимошенко передала Авакову пакет документов, свидетельствующих о подготовке массовых фальсификаций в интересах президента.

 

Коммунальные субсидии

Эта тема является ключевой в избирательной кампании Тимошенко, но её статус в ближайшее время должен существенно измениться — правительство готовит монетизацию коммунальных субсидий. Данная тема была анонсирована Петром Порошенко на очередном форуме 9 февраля.

Читайте также:  Сигналы, которых нет и которые есть

Собственно, тема достаточно жульническая — предполагается субсидии, ранее существовавшие безналично, выдавать людям на руки в размере примерно 1500 гривен (около 3,8 тыс. руб). Сумма не то чтобы очень большая, но средняя пенсия на Украине на 1 января этого года составляла 2645,6 гривны (6,6 тыс. руб.). Таким образом, для среднего пенсионера получение этих денег будет выглядеть как повышение пенсии на 57%!

Понятно, что никакое это не повышение, — эти деньги придётся потратить на оплату коммунальных тарифов по полной стоимости или, как предложил президент, на принятие мер по повышению энергоэффективности жилья. Но когда люди в этом разберутся!

Дело тут даже не в подкупе избирателей (тем более что, строго говоря, монетизация подкупом не является), а в изменении всей повестки дня в коммунальной сфере.

Скучная Тимошенко оказалась в тени. Кризис избирательной кампании лидера гонки

Во-первых, активность Тимошенко была направлена на работающих людей, которые вынуждены были платить полную стоимость коммунальных тарифов. Теперь внимание переключается на пенсионеров.

Эксперт: Монетизация субсидий перед первым туром выборов – подкуп обнищавших украинцев
Эксперт: Монетизация субсидий перед первым туром выборов – подкуп обнищавших украинцев

Во-вторых, внимание вообще переключается с коммуналки на рациональную трату внезапно «нарисовавшихся» в домохозяйствах денег. Причём советы Тимошенко тут будут не слишком актуальны.

 

Проблема креатива

Обычно Юлия Тимошенко входила в избирательные кампании с какими-то яркими креативными ходами, привлекающими внимание избирателей. Навскидку: обещание стирать бельё в штабе Ющенко, коса, плакаты «она работает», программа «Украинский прорыв», новая эмблема с красным сердцем на белом фоне…

Нынешняя избирательная кампания креативом не блещет. Всё красиво, дорого, добротно, технологично, скучно до зевоты. Нет, так мы бегемотика не продадим.

В общем, некоторая скучность избирательной кампании Тимошенко объяснима — она боится ошибиться и учитывает свой огромный антирейтинг. Однако, кажется, что она в этой кампании несколько переборщила с осторожностью. Да и стратегию, видимо, придется пересматривать.

Leave a Reply