Региональные сети

Региональные экспертно-аналитические сети

Создание и организация работы региональных экспертно-аналитических сетей – достаточно редкая специализация в сфере политического консультирования. Во всяком случае, в литературе мне приходилось сталкиваться только с упоминаниями, но никак не с описанием региональных экспертно-аналитических сетей.

Что такое региональная экспертно-аналитическая сеть?

РЭАС представляет собой, по сути, «рассеянный» аналитический центр. В определенном количестве регионов (это могут быть все, или только ключевые для данного проекта области) набираются эксперты, способные не только собирать информации, но проанализировать ее и дать рекомендации в рамках осуществления данного проекта. На центральный офис возлагаются функции стратегического планирования, редактуры и управления.

Смысл такой организации работы очевиден – эксперты на местах:

  • лучше знают ситуацию на микроуровне;
  • имеют собственные источники информирования;
  • не страдают истеричностью, свойственной столичным структурам, которые слишком близко принимают любые политические события на центральном уровне.

Очевидны и недостатки:

  • затрудненность коммуникации (экспертам, все же, нужно обсуждать проблемы друг с другом);
  • зацикленность на местной проблематике, которая затеняет стратегические цели проекта.

В силу этих особенностей создавать РЭАС без аналитически сильного центрального офиса нецелесообразно.

Задачи региональных экспертно-аналитических сетей

1) Система независимого аудита

Самая востребованная функция РЭАС состоит в опосредованном контроле над осуществлением какого-либо проекта или повседневной деятельности структуры (органов государственной власти или местного самоуправления, партии, общественной организации). Контроль в этом случае осуществляется не напрямую, а через руководящие органы контролируемой структуры. Собственно РЭАС осуществляет наблюдение и дает рекомендации по преодолению негативных явлений.

Не секрет, что любая бюрократическая структура умеет обходить механизмы внутреннего контроля и создавать видимость сколь угодно бурной, но при этом – неэффективной деятельности. Руководству же структуры, заинтересованному в получении результата, необходимо иметь независимый, внесистемный взгляд на проводимую работу и экспертную оценку эффективности этой работы.

Система независимого аудита является элементом многоканальной системы получения информации руководством структуры. Использование такой системы исключает монополизацию информирования лидера аппаратом. Незаангажированность аудиторов исключает искажение представления о ситуации в структурах на местах.

2) Технологическое сопровождение

В этом случае эксперты выступают уже как технологи, оказывающие помощь в организации работы и выполняющие конкретные задания. При этом они остаются независимыми и от региональных структур, и от самой структуры в целом (пожелания заказчика доносятся через центральный офис).

Важным моментом является то, что через экспертов осуществляется независимая обратная связь с руководством структуры (в случае независимого аудита эксперты в структуру не включены и о настроения внутри нее могут судить лишь по косвенным данным). В результате негативные сигналы и разумная (а неразумную эксперты отсекают) инициатива снизу, которые обычно душатся аппаратом, доходят до руководства структуры, еще более повышая эффективность многоканальной системы получения информации.

Частным случаем технологического сопровождения может быть авторский контроль над осуществлением проекта, но этом предполагает, что региональные эксперты являются его соавторами, что не всегда возможно.

3) Региональные экспертные центры

Сеть представлена небольшими аналитическими организациями, которые, не входя непосредственно в структуру, осуществляют ее имиджевую и информационно-аналитическую поддержку. Структура действует уже не просто выполняя свою программу, а опираясь на научную поддержку. Соответственно повышается авторитет и всей структуры в целом и ее руководителя.

4) Информационно-аналитическое сопровождение

Внешне самый простой, но, тем не менее, весьма трудоемкий вариант работы РЭАС. В этом случае эксперты не имеют задания собственно контролировать работу структуры, но информируют ее о ситуации в регионах и дают рекомендации по работе.

Разновидности региональной экспертно-аналитической сети

РЭАС могут быть собственно экспертными и корреспондентскими.

1)Корреспондентская сеть

Самый простой вид РАЭС, применяемый социологическими службами и СМИ для проведения экспертных опросов. По определенным признакам подбираются люди, которые могут быть компетентными в рамках данной темы, их опрашивают, а полученные денные агрегируются и анализируются на центральном уровне. Собственно сетью это собрание экспертов делает региональный принцип комплектации и постоянный состав.

Эксперты-респонденты, естественно, могут говорить все, что угодно, ответственность за анализ и рекомендации несет исключительно опрашивающая их организация.

2) Экспертная сеть

В отличие от корреспондентской сети тут эксперты являются членами команды – они достаточно глубоко осведомлены о целях проекта, работают  на результат и ответственны за свои рекомендации (в тех рамках, в которых можно говорить об ответственности эксперта или технолога).

3) Экспертно-корреспондентская сеть

Смешанная двухуровневая структура, в рамках которой существуют и эксперты и корреспонденты. Эта сеть может быть одноуровневой – завязанной на центральный офис, просто в ключевых регионах работают полноценные эксперты; а может быть и двухуровневой, когда региональные эксперты по кустовому принципу работают с корреспондентами в нескольких регионах.

Информационно-аналитические продукты

Характер, объем и номенклатура информационно-аналитических продуктов определяется в соответствии с задачами данного проекта и структурой сети. Основные продукты, однако, очевидны:

  • регулярный аналитический мониторинг (не является мониторингом СМИ);
  • предоставляемые по требованию (или при наличии информации) разовые аналитические справки;
  • оперативное реагирование.

Опыт работы

Так сложилось, что за 14 лет профессиональной работы в сфере политического консалтинга формировать РЭАС мне пришлось целых пять раз.

1. В 1998-1999 годах я принимал участие в формировании опросной сети Центра социологических и политических исследований и технологий «Социополис» (http://www.spr.org.ua/). Один из проектов центра был общенациональный экспертный опрос (он осуществлялся по количественной методике). Фактически речь шла о двухуровневой корреспондентской сети, представленной собственно опросной сетью и сетью экспертов, большая часть которых подбиралась бригадами интервьюеров на местах.

2. В 2003-2004 годах, когда Киевский центр политических исследований и конфликтологии М. Погребинского (http://www.analitik.org.ua/) по заказу Администрация Президента проводила исследования эффективности деятельности региональных властей накануне президентских выборов. Тогда осуществлялась достаточно сложная исследовательская программа, включавшая опросы общественного мнения, контент-анализ СМИ и, среди прочего, экспертное исследование. В этом случае создавалась одноуровневая корреспондентская сеть, состоящая из специально подобранных для решения этой задачи экспертов.

3. В 2004 году, с использованием собственных связей, сетей Ассоциации политических консультантов Украины и ТРК «Альтернатива», я сформировал региональную сеть Группы региональной аналитики Центрального Штаба избирательной кампании В. Януковича. Это была сложная двухуровневая экспертно-корреспондентская сеть, ориентированная не только на внешний контроль работы избирательных штабов, но и на технологическое сопровождение их работы.

4. В 2005 году РЭАС формировалась в интересах СДПУ(о). По не зависящим от меня причинам проект был быстро свернут, сеть фактически была создана лишь в 23 административных единицах.

5. В 2010 года экспертная сеть была создана в интересах КПУ. В разные периоды она охватывала 10-14 административных единиц. Фактически эта сеть выполняет функции независимого аудита деятельности партийных организаций, но также осуществляет и небольшой объем непосредственной работы в интересах партии.

Хотя две последние сети так и не стали общенациональными, их работа оказалась особенно интересной в контексте систематического сотрудничества с партийным организациями. Опыт показывает, что работа с региональными партийными организациями во всех без исключения украинских партиях поставлена из рук вон плохо. РЭАС являются одной из действенных форм оптимизации их деятельности.