Реальная история библиотеки Ивана Грозного

С киевской библиотекой Ярослава Мудрого все более или менее понятно – тогда любое собрание, в которое входило более одной книги, претендовало на статус библиотеки. Несколько книг Нового Завета, наиболее часто используемых во время службы, «Русская правда» – вот тебе и библиотека. Иван IV жил во времена более просвещённые
Скульптор Марк Антокольский изобразил грозного царя Ивана Васильевича с книгой в руках, и это совершенно правильно — при всех странностях своей личной истории это был начитаннейший человек, владевший, помимо церковно-славянского, также греческим и латынью. Его действительно проще было представить с книгой, чем с мечом в руках.

Так что же могло входить в собрание легендарной библиотеки Ивана Грозного?

Во-первых, в неё входили Великие Минеи четьи, собранные под общей редакцией митрополита Макария (человека блестяще образованного).

Четьи-минеи — материалы для духовного чтения, включавшие тексты, которые во время служб обычно не использовались. Материалы располагались по порядку месяцев и дней (чтение на каждый день). Объем — 12 томов.

Великие Минеи существовали в двух редакциях — новгородской, собранной Макарием, еще когда он был архиепископом, и московской. В последнюю, в частности, впервые были включены жития и похвальные слова всем русским святым.

В Великие Минеи полностью входила Библия. Надо думать, что это был перевод на церковно-славянский язык, который, по легенде, был сделан ещё Св. Кириллом и Мефодием. Не исключено, что царь Иван имел и перевод Библии на современный язык юго-западной Руси, сделанный Франциском Скориной и напечатанный в 1517-1525 годах в Праге и Вильне.

Отдельный список Великих Миней делался специально для царя.

Во-вторых, это Лицевой свод (Царь-книга) — огромное иллюстрированное изложение всемирной истории на основе русских и византийских летописей и даже светских исторических сочинений. Сформирован в 1568-76 годах в Александровской слободе при участии Алексея Адашева (боярин, известный книжник, юрист и дипломат, один из ближайших помощников царя). Лицевой свод включает 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов бумаги, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

Читайте также:  Томное благоухание черепашьего супа. «Литературная кулинария» в гостях у Ростовых

В-третьих, «Степенная книга» — первое систематическое изложение русской истории, составленное по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. Включает 17 частей с хронологическим изложением деятельности князей и их оценкой, а также единовременных с ними митрополитов и святых.

Своеобразным приложением к ней была летопись царствования Ивана IV, подготовленная при участии того же Адашева.

В формировании Лицевого свода и Степенной книги принимал участие и сам Иван Грозный, требуя включать в них сведения и оценки в соответствии со своими представлениями о прекрасном.

В-четвёртых, это Судебники 1497 и 1550 годов — сборники нормативных актов, описывающих в основном порядок судебного процесса, статус и полномочия судей. Нормы права там приведены в примерах, не систематизировано, потому считать Судебники подобием кодексов было бы неправильно.

В-пятых, это «Государев разряд» в редакции 1556 года (актуальной эта разрядная книга была до 1584 года). В разрядной книге фиксировалась служба всех дворян Московского княжества — участие в войнах, занимаемые административные посты, награждения и взыскания. На основании записей разрядных книг определялись «места» (как за царским столом, так и в административной системе), которые «вместно» было занимать тем или иным представителям земельной аристократии.

Чтобы понять, насколько важным было это обстоятельство, достаточно вспомнить, что в 1605 году боярин Пётр Басманов не получил пост первого воеводы, уступив это место Андрею Телятевскому. Не снеся такого оскорбления, он перешёл на службу к Лжедмитрию I, что означало конец династии Годуновых.

В-шестых, «Просветитель» Св. Иосифа Волоцкого — богословское сочинение, направленное против ереси «жидовствующих». Эта книга была настольной и у митрополита Макария, и у царского духовника протопопа Благовещенского собора Сильвестра.

Скорее всего это был краткий извод данного произведения, составленный в 1504 году, но, возможно, у царя была и полная версия, впервые изданная уже в XIX веке.

В-седьмых, царь обладал потрясающей эрудицией и мог в беседе запросто ввернуть суждение о ходе и результатах Троянской войны. Во всяком случае в переписке с Курбским он обращался к СветониюПолибию и Тациту. Так что в его собрании наверняка имелись произведения античной исторической литературы. По крайней мере, в той части, которая вошла в «Лицевой свод».

Читайте также:  Обмен заключенными России и Украины: что дальше?

Надо понимать, что это вот все было не просто библиотекой как хранилищем знаний. Все это было Иваном Васильевичем прочитано и изучено, а отчасти даже продиктовано.

Leave a Reply