Распустить за шесть дней. «Секретный план Зеленского» относительно Верховной Рады

По мере приближения дня выборов в СМИ всё более активно обсуждается вопрос о том, как должен вероятный победитель Владимир Зеленский поступить с действующей Верховной Радой. Чаще всего звучит мысль о необходимости её роспуска
Журналисты в данном случае исходят из того, что нынешняя Рада не может быть партнёром нового президента. Главное же — требования общественности. Главная мотивация голосования за Зеленского — перезагрузка политической элиты. Завершить её без переизбрания парламента невозможно.И вот об этом "тайном, секретном плане" по поводу парламента и говорят люди Зеленского. Попробуем разобраться в этих тайнах и сопутствующих им секретах.

Позиции сторон

Собственно, штаб Зеленского о роспуске Рады не говорит. В интервью сотрудников штаба, представленном как программа первых шагов президента Зеленского, о сотрудничестве с Радой говорится так: «Зеленский хочет наладить сотрудничество с депутатами. А если сотрудничества не получится, обещают внедрить другие варианты, "которые многих удивят"».

Подробности планов относительно Рады не разглашаются. Вполне вероятно, что их и нет, а представители «команды Зе» просто «надувают щёки».

«Десять шагов» Зеленского, которые превращаются в семь сигналов Западу

«Десять шагов» Зеленского, которые превращаются в семь сигналов Западу

С другой стороны, Пётр Порошенко 14 апреля заявил, что «конституционных оснований для прекращения полномочий парламента не существует».

Президент по обыкновению говорит неправду. Основанием для роспуска Верховной Рады в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 90 Конституции является несформирование коалиции большинства в течение месяца. В действительности коалиции в Раде нет уже три года — с 18 февраля 2016-го. 14 апреля того же года в Раде сформировалась коалиция в составе фракций «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». Месячный срок для роспуска был превышен двукратно, но в соответствии с Конституцией президент Раду распускать не обязан — только имеет право.

Впрочем, есть все основания сомневаться в существовании и этой коалиции:

— за три года спикер Парубий так и не предъявил списка входящих в коалицию депутатов;

Читайте также:  Тимошенко пашет в центре, Зеленский следует на юг. Расклад за два месяца до выборов

— формально сейчас во фракциях большинства числится всего 215 депутатов из необходимых 226;

— за всё время существования этой «коалиции» она не смогла принять своими голосами ни одного решения — только с привлечением депутатов из других фракций и групп, а также нефракционных.

Юридические обстоятельства

Итак, законность самого существования нынешней Рады сомнительна. Формально президент может её распустить сразу же, отсчитывая время с того момента, когда из коалиции вышел 226-й депутат.

Дату выхода «критического» депутата можно и не искать — ещё в октябре 2017 года спикер Парубий заявил, что в коалицию входят две фракции общей численностью 219 депутатов и нефракционные, из которых он смог назвать только трёх — себя, а также своих заместителей — Ирину Геращенко и Анну Гопко. «Так что большинство в 226 точно набирается», — оптимистично заключил спикер, продемонстрировав виртуозное владение «трипольской арифметикой» (впервые этот способ вычисления продемонстрировал Виктор Ющенко в 2005 году, доказывая, что газ по $50 обходится Украине значительно дороже, чем он же за $95).

Бойко прогнозирует роспуск парламента в ближайшее время

Бойко прогнозирует роспуск парламента в ближайшее время

Если этого недостаточно, вопрос можно решить в судебном порядке. Например, решением Пирятинского райсуда Полтавской области (суд и область — произвольные) потребовать от Парубия предъявить списки членов коалиции с подписями. Или просто запретить Раде профильную деятельность на основании отсутствия коалиции. Думается, юристы «Привата», поднаторевшие в «дружественных поглощениях», смогут найти не менее десятка вариантов блокирования работы парламента.

Вопрос, однако, состоит в другом. В соответствии с ч. 5 ст. 90 Конституции «полномочия Верховной Рады Украины не могут быть досрочно прекращены Президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины или Президента Украины».

Парламентские выборы должны состояться 27 октября 2019 года. Соответственно, шестимесячный срок истекает 27 апреля — через шесть дней после выборов.

Через шесть дней после выборов Зеленский распустить Раду не сможет.

В 2010 году голосование второго тура состоялось 7 февраля. ЦИК установил результат выборов и объявил Януковичапрезидентом 14 февраля. В должность он вступил 26 февраля. Итого, процесс занял 19 дней. Никак не 6.

Читайте также:  Какие партии пройдут в новую Раду

То же самое было в 2014 году — голосование состоялось 25 мая, решение ЦИК — 2 июня (8 дней), инаугурация Порошенко — 7 июня. Всего — 13 дней.

В соответствии с подготовленным ЦИК план-графиком нынешней кампании, ЦИК должна объявить победителя не позже 1 мая, а инаугурация должна состояться не позже 3 июня.

Зеленский во втором туре выборов президента набирает 72% голосов – КМИС

Зеленский во втором туре выборов президента набирает 72% голосов – КМИС

В общем, для успеха операции «распустить парламент за шесть дней», нужно:

— обеспечить условия для принятия указа о роспуске Рады (мотивация «во исполнение решения Пирятинского районного суда» восхищает уже заранее);

— быстрый подсчёт голосов (ЦИК, напомним, контролируется президентом);

— ещё более быстрая инаугурация, буквально — за один-два дня — нового президента (опять же процедура определяется не победителем).

Вероятность того, что победитель выборов в принципе попытается провернуть такую авантюру, — не более 5%. То, что она удастся (а сбой может произойти на любом этапе), — и того меньше.

Но есть ещё один вариант — уговорить распустить Раду ещё действующего президента Порошенко…

Распустить за шесть дней. «Секретный план Зеленского» относительно Верховной Рады

Кому больше нужен роспуск Рады?

Логично предположить, что новая Рада нужна Владимиру Зеленскому.

Во-первых, ему трудно будет договориться с нынешней Радой, да и общественность будет недовольна — не для того люди за него голосуют, чтобы ещё полгода наблюдать Парубия и Гройсмана. Они, кстати, даже если пойдут навстречу новоизбранному президенту, играть будут в свою игру и попытаются новоявленного партнёра, эээ, надуть. Причём вероятность того, что им это удастся, довольно высока — они, конечно, не гроссмейстеры, но ведь и Зеленский в политике даже не разрядник.

Это не говоря о возможности объединения в Раде «партии войны», которая объявит войну президенту (вероятность этого не выше, чем сама попытка Зеленского срочно распустить Раду).

Кость Бондаренко: Если Зеленский придет к власти, вся Верховная Рада тут же перекрасится

Кость Бондаренко: Если Зеленский придет к власти, вся Верховная Рада тут же перекрасится

Во-вторых, Зеленскому, чей рейтинг сейчас превышает 70%, необходимо срочно реализовать его в рейтинг своей политической силы. Потому что через полгода рейтинг будет несравнимо меньший. Он, правда, и через два месяца будет гораздо меньшим — ведь сейчас Зеленский объединил всех противников Порошенко, а через полгода все будет происходить ровно наоборот. Тогда Порошенко или Тимошенко или кто-то другой (неважно кто) будет объединять оппозицию теперь уже новому президенту.

Но, с другой стороны, хотя сосуществование с нынешним парламентом — удовольствие ниже среднего, Зеленскому совсем уж быстрые перевыборы не нужны.

Читайте также:  Марат Баширов: Оттого, что в украинские танки будет заливаться топливо из России, они не станут сильнее или слабее

Насколько можно судить, Владимир Александрович — человек авторитарного типа. Ему нужен не просто управляемый, а подчинённый парламент. Или хотя бы подчинённая ему (а по возможности — только ему) президентская фракция. Этого в «быстром» варианте не получается. У него просто нет партии и нет возможности сформировать список, который будет состоять из преданных ему людей. Список «Слуги народа» будет неким подобием фракций нынешней Рады, наскоро слепленный из разных групп влияния — обломков старых партий, клиентел олигархов, региональных лобби и т.п.

В 2010 году Виктор Янукович в такой ситуации предпочёл совершенно незаконно перенести сроки местных выборов, хотя весной он мог получить значительно большее представительство в местных советах, чем осенью.

Впрочем, соблазн проведения досрочных выборов всё же велик.

Но вот Петру Порошенко «быстрый» сценарий точно выгоден.

Дело в том, что БПП — типичная украинская «партия власти» в самом негативном своём изводе. У неё никакой здоровой основы нет — партия создана под президента, и расчётное время существования — пока Порошенко будет президентом. По имеющейся информации, уже сейчас в приёмной Зеленского толпятся представители различных групп, из которых собрали БПП. В общем, к моменту парламентских выборов у Зеленского рейтинг, конечно, будет гораздо ниже, но Порошенко приобретёт ещё большую токсичность (став уже не просто «гордым индюком накануне Дня благодарения», а просто проигравшим выборы кандидатом), а партии у него попросту не будет. А если и будет, то у неё окажется слишком много конкурентов на националистическом поле.

Заместитель главы фракции БПП: Президент до 27 мая может распустить Верховную Раду

Заместитель главы фракции БПП: Президент до 27 мая может распустить Верховную Раду

Как ни странно, но быстрые перевыборы позволят Порошенко реализовать свой рейтинг (довольно высокий — в районе 20-25%) и стать лидером сравнительно многочисленной националистической оппозиции. Более того, он — один из немногих политиков, которые в принципе могут её объединить (подобно Виктору Ющенко в начале века).

Другое дело, что сейчас у Порошенко, похоже, таких планов нет. Он явно намерен бороться с «реваншем» из нынешней Рады.

Ну и самое главное: досрочные перевыборы Рады, особенно по ускоренному варианту (а другого-то, собственно, и нет), не встретят понимания на Западе. Независимо от того, кто в них будет в большей степени заинтересован, выглядеть это будет как попытка узурпации власти Зеленским.

Украина.ру

Leave a Reply