Проводимые сейчас переговоры выглядят как замена «правительства грантоедов» на «правительство технократов». Обсуждаемые кандидатуры имеют ряд общих черт: это люди опытные, со значительным прошлым в управлении, политике и бизнесе; не замазанные сотрудничеством с администрацией Порошенко, но связанные с Пинчуком; не профаны в экономике и, разумеется, не «дебилы» (независимо от того, иметь ли в виду умственные способности или манеру политического поведения). Но тут возникает ряд проблем.
Первая — чисто юридическая. Все или почти все эти люди подпадают под действие законодательства о люстрации. Само по себе это не принципиально — Зеленский начал переговоры уже после того, как получил информацию о решении Европейского суда по правам человека относительно люстрации, которую ЕСПЧ признал незаконной. Тем не менее, необходимо время для отмены соответствующих законодательных норм.
Вторая — сугубо практическая. Понятно, что новый премьер не сможет и не захочет работать со старым правительством. Он должен привести с собой новую команду, состоящую опять-таки из старых опытных кадров. Несменяемыми останутся, скорее всего, только люди из квоты президента и Авакова (в смысле — сам Арсен Борисович). Более того, у нового премьера как главы исполнительной власти возникнут вопросы относительно руководителей исполнительной власти на местах — губернаторов. Их тоже придётся менять. Или во всяком случае целый ряд из них.
Тут возникают вопросы чисто политические. В прошлом году Зеленский ещё имел возможность снести все фигуры с шахматной доски и настрогать из гумуса и веток новые. В этом году его возможности в таком псевдообновлении существенно ограничены.
Во-первых, действует фактор общественного мнения.
Зеленского и «Слуг народа» выбирали под концепцию смены политической и управленческой элиты. Новая кадровая политика под лозунгом «дорогу профессионалам» вступает в противоречие с установкой общественного мнения. Сможет ли Зеленский выступить против своей же собственной линии на «новых людей»? И что ему на это скажут его же собственные избиратели?
Во-вторых, в прошлом году не было никакой партии «Слуга народа», а местные элиты находились в состоянии шока.
Сейчас ситуация другая.
С одной стороны, партии по-прежнему нет, но фракция успела устаканиться и разбиться на группы влияния. Эти группы будут требовать представительства в новом правительстве и влияния на новое правительство.
Начали приходить в работоспособное состояние и местные элиты. Типичный пример — ситуация в 179 округе на Харьковщине, где экс-губернатор Юлия Светличная обещает порвать представителя «Слуги народа» как тузик грелку. Элиты тоже будут требовать представительства в правительстве, а это приведёт к конфликту и с президентом, и с потенциальным премьером, и с парламентом.
Хорошо ещё, что кандидатуры, скорее всего, согласованы с Пинчуком и Ахметовым. Но вот Коломойский против. А он в состоянии доставить президенту немало безрадостных минут.
Кстати, на уровне парламента тоже будут свои проблемы. Парламент должен утвердить нового премьера и министров (вряд ли новый премьер согласится на статус «и.о.»), и в парламенте должно будет откуда-то взяться большинство под это правительство. Откуда, если фракция уже неуправляемая, а сами депутаты и их избиратели заранее не одобряют новую кадровую политику?
В общем, повторение кадрового блицкрига 2019 года крайне затруднено. Особенно, если грести против течения. Чем, собственно, и занят сейчас президент.
Не очень понятен внешнеполитический аспект такой кадровой политики.
США, кажется, против не будут. Рассматриваемые кандидатуры, скорее всего, согласованы с Демократической партией, но при этом не связаны прямо с Соросом и не замазаны в борьбе против Трампа. В общем, фигуры, которые могут быть рассмотрены как компромиссные.
Но вот с ЕС их явно никто согласовать не позаботился. Между тем, у Германии и Франции свой интерес, совершенно не обязательно совпадающий с американским.
Самое же главное, что у ключевых фигур (прежде всего кандидатов в премьеры) имидж «пророссийских». Естественно, никакие они не «пророссийские», но в экономическом смысле они прагматики, а значит, готовы восстанавливать отношения с Россией. Такого президенту не простят не только профессиональные патриоты, но и его же собственные избиратели и значительная часть депутатов от «Слуги народа» (включая тех, которые сами считаются «пророссийскими»).
Ну и наконец. Допустим, президенту удастся как-то преодолеть свои многочисленные и взаимопротиворечивые зависимости и сформировать новую власть из старых людей. Что дальше?
Дальше в предельно узком коридоре для принятия решений окажется уже сам новый премьер. Он будет заложником массы принятых до него и без него решений, обеспечивших нынешнюю ситуацию.
Фактически ему придётся заниматься реализацией той же программы МВФ, просто на другом профессиональном уровне. В результате те непопулярные шаги, которые не смог реализовать кабинет Гончарука в силу своей некомпетентности, сможет реализовать новое правительство. За что ему, безусловно, воздастся. А заодно воздастся и президенту, который это правительство навязал.
В общем, вторую кадровую революцию Зеленский осуществить, скорее всего, не сможет — ресурса народной поддержки уже не хватит. А если удастся — то ему же будет хуже…