Президентские выборы и пирамида Маслоу

Социологические рейтинги на протяжении уже примерно полугода фиксируют одну и ту же картину – с большим отрывом лидирует Юлия Тимошенко, затем следует комик Владимир Зеленский и, наконец, действующий президент Петр Порошенко. Вывод простой: справедливость есть.

Однако, не все так однозначно. Позиции Тимошенко и Зеленского не столь прочны и почему это так дает представление «пирамида Маслоу». Эта пирамида – графическое выражение одной из самых популярных и известных теорий мотивации – теории иерархии потребностей. В основе лежат физиологические потребности (еда, вода), наверху – самые возвышенные, духовные (самоактуализация).

Зеленский и дизайн власти

Что лежит в основе рейтинга Зеленского? Прежде всего, потребность в новых людях при власти.

В данных последнего исследования КМИС, изболее чем 80% жителей страны, которые считают, что ситуация в Украине плохая, почти 80% обвиняют в этом некомпетентную и/или коррумпированную власть. Власть надо менять. Желательно – на людей, во власти еще не замаранных.

Это актер Зеленский и певец Вакарчук, ну, может еще политик Гриценко. Последний, правда, депутат и экс-министр, не такой уж он и новый, но пытается молодиться.

Тут все понятно, но есть два больших но.

Во-первых, с точки зрения «пирамиды Маслоу», дизайн власти относится к самым воздушным слоям, предельно далеким от земли, к которой, по образному выражению Виталия Цицероновича Кличко, избиратели привыкают уже давно. В общем, это важно, но не так, чтобы уж совсем. В крайнем случае, без этого можно и обойтись.

Во-вторых, избиратели, может, и повелись бы на такую идею, но для этого нужно, чтобы кандидат продемонстрировал волю к победе. Этого,на самом деле, нет. Зеленский согласился выдвинуться на пост президента, но, видимо, ограничится рекламной кампанией очередного сезона сериала «Слуга народа». Вакарчук вообще уклоняется от четкой позиции по своему выдвижению, а Гриценко в Одессе получил по сусалам, что очень нехорошо для «сильного политика».

Читайте также:  Украинский секс в контексте новейших феминистических течений

Тимошенко и еда

Юлия Тимошенко адресуется к более приземленным темам. Ее ключевая тема – коммунальные услуги, а также сохранение в государственной собственности газотранспортной системы и недопущение свободного рынка земли.

В общем, это ближе к физиологическим потребностям, но если подумать – не совсем так. Все же речь идет только об уточнении некоторых аспектов. Те же коммунальные тарифы – источник постоянного раздражения, но они не ставят людей на грань жизни и смерти. Наиболее необеспеченные получают субсидии. Работающие же люди за счет тарифов становятся беднее, но, все же, не за гранью выживания.

То есть, тут идет эксплуатация каких-то из средних уровней, например, того, что ассоциируется с уважением, социальным статусом (денег хватает не только на оплату квартиры).

На самом же деле Тимошенко скорее рассматривается как кандидат, гарантированно побеждающий Порошенко, который считается людьми «абсолютным злом». Сама же Тимошенко – зло, но зло относительное. По сравнению с Порошенко она еще ничего… А по сравнению с другими кандидатами?

Порошенко и Керчь

Петр Порошенко находится в очень сложной ситуации. Он совершенно неприемлем для большинства избирателей, имеет огромный антирейтинг, а его «стратегическая триада» названная ехидными экспертами «АрМоВир» явно бьет мимо цели, в темы, которые людей совершенно не интересуют.

Так ли это? Не совсем.

С точки зрения социологии, как показывает тоже исследование КМИС, наибольшим доверием в обществе пользуются волонтеры (т.е., люди, лично заинтересованные в войне), армия, церковь (какая именно из?), добровольческие батальоны (???), руководители местного самоуправления. Вы уверены, что люди с таким набором приоритетов действительно хотят, чтобы война прекратилась?

Да, в социологию стратеги президента не попали, но совсем чуть-чуть – в качестве третьей части надо было выбирать не «мову», а «децентрализацию», к которой относятся действительно хорошо…

Читайте также:  4 февраля: Юлия Тимошенко стала премьер-министром

С точки же зрения политической, у Порошенко есть возможности манипулировать чувством защищенности людей, что было блестяще продемонстрировано на примере керченской операции и введения военного положения.

Порошенко внушает людям страх. А это – очень сильное чувство. Вот уже и Тимошенко жалуется на согласительном совете на то, что люди испуганы. Испуганы, очевидно, до такой степени, что не слышат даже ее агитации. А у Порошенко есть еще ресурсы для того, чтобы запугивать людей дальше.

С точки зрения «пирамиды Маслоу» первый (а при правильной подаче – и два других) из пунктов «триады» обращается к теме безопасности. Сильный посыл…

Антифашист

Leave a Reply