Под знаменем «евробляхи»

11 июля улица Грушевского, на которой расположены Верховная Рада и Кабинет Министров, была заблокирована движением «АвтоЕвроСила», представляющим интересы водителей автомобилей на европейских номерах. Это уже не первый случай демонстрации «европейской силы» в Киеве – ранее они пикетировали центр города в марте и августе-сентябре прошлого года.

Историческая справка

Происхождение «евробляхеров» покрыто мраком неизвестной тайны. 20 лет назад их не было как явления. Начало им положили три фактора:

  • появление упрощенного режима пересечения границы для жителей приграничных районов;
  • повышение уровня жизни в Украине (появилась возможность покупать дешевые машины);
  • повышение уровня жизни и новые экологические нормы в сопредельных странах (ускорение обновления автомобильного парка).

В общем, у украинцев появилась возможность купить в Польше (кстати, на польском автожаргоне «бляха» означает номерной знак), например, бывшую в употреблении иномарку, по ценам, невиданным в Украине (большинство автомобилей до 2010 года выпуска стоят менее 1000 евро). Однако, растаможка на территории Украины стоила значительно больше. Сейчас, например, только акциз за ввоз на территорию Украины любого, практически, легкового автомобиля в возрасте старше пяти лет начинается с 1,3 тыс. евро.

Бесплатно ввозить автомобиль на территорию Украины можно только на условиях транзита – на 5 дней. Собственно, эта опция была доступна только для жителей приграничных районов, которые имели возможность раз в пять дней обновить ввоз. Правда, в 2004 году Украина присоединилась к Стамбульской конвенции о временном ввозе, но она касается только коммерческих автомобилей.

В общем «евробляхеры» кублились где-то на границе и никому особенно не мешали, но тут случилась «революция достоинства» и понеслось. На протяжении нескольких лет (еще до безвиза, кстати) в Украину было ввезено огромное количество машин с европейских автопомоек.

Статистика и наблюдения

Читайте также:  Одесса вступилась за праздник Победы

По данным таможни, на 1 мая 2018 в Украине находилось 315 тыс. «евроблях» (в стране зарегистрировано примерно 9,3 млн. легковых автомобилей, т.е. «бляхи» составляют 3,3% от числа пребывающих в стране автомобилей), из которых 125 тыс. – с превышенными сроками пребывания на таможенной территории.

Кстати, представители «Автоевросилы» с официальной статистикой не согласны – по их мнению, число таких автомобилей достигает 1,5 млн. штук. Честно говоря, официальная статистика вызывает больше доверия, но, с другой стороны, количество «поляков», «литовцев» и «латышей» на улицах Киева реально пугающее. Даже когда они не собираются вместе во имя протеста. Да и сообщения о многодневных очередях на границе, состоящих из «евробляхеров», желающих обновить въезд, как бы намекают…

Пребывание всех этих автомобилей на территории Украины не слишком законное – вариантов абсолютно легального пребывания автомобилей на территории Украины немного (например, оформление автомобиля в Польше как служебного стоит порядка 1000-1300 евро), но используются они все равно с нарушением действующего законодательства.

По данным полиции, в 2017 году доля ДТП с участием автомобилей с иностранной регистрацией составила 6% (ок. 10 тыс.), а в первом квартале 2018 года – 8,5%. При этом, полисы обязательного страхования имеют менее 200 тыс. владельцев таких автомобилей.

Честно говоря, ничего в этом удивительного нет. Такое впечатление, что «евробляхи» открыли дорогу на дорогу массе людей, которые до этого не могли себе позволить подержаться за руль… Немалое число «бляхарей» водят так, что эпическая манера езды водителей из Донецкой, Луганской и Днепропетровской областей начала забываться.

Тут, правда, надо иметь в виду, что после ликвидации ГАИ порядка на украинских дорогах в принципе стало гораздо меньше. С другой же стороны «евробляхи» не фиксируются камерами (да и запомнить их сложнее – коды непривычные), что дает ощущение безнаказанности.

Естественным образом явление «евробляхарства» бьет по украинскому автопрому (и так почти неживому) и по официальной автоторговле. Впрочем, если «евроблях» действительно всего 300 тысяч, то причины проблемы этих отраслей совсем другие…

Читайте также:  Совбез ООН и весеннее обострение

Законодательство и социальные протесты

Как только власть заметила явление, у нее тут же появилось желание на этом явлении немного нажиться.

В 2017 году Верховная Рада попыталась узаконить пребывание «евроблях» на территории Украины, обязав их платить за это некую мзду (в среднем – порядка 400 евро в год).

Это вызвало возмущение «евробляхеров», которые несколько месяцев терроризировали центр Киева с требованиями не принимать законы и дать доступные и понятные правила растаможки. Тут надо отметить, что подходы к этому вопросу были разные – в странах ЕС растаможка, зачастую, вообще ничего не стоит (правда, это касается новых машин). В конечном итоге они своего добились, и проблема была на некоторое время забыта.

Поводом для нынешних выступлений стала борьба правительства Гройсмана против контрабанды. В ее рамках 21 июня было опубликовано постановление КМ №479 «О реализации экспериментального проекта по созданию условий для предотвращения уклонений от уплаты таможенных платежей». Главной новацией стало то, что полиции передали доступ к базе данных таможни. В результате, остановка почти любой «евробляхи» стала оборачиваться штрафом (а 10 дней просрочки стоят 8,5 тыс. гривен – несколько больше 300 долларов, что уже сопоставимо с ценой самых дешевых «евроблях»).

«АвтоЕвроСила», соответственно, потребовала отмены постановления и принятия законопроектов, которые позволяют «натурализорвать» машины на еврономерах.

Законопроекты предполагают существенное снижение акцизного сбора. Например, при нынешней ставке акциз на ввоз автомобиля с двигателем объемом 1,5 л. в возрасте менее 5 лет составляет свыше 2 тыс. евро, в то время как по новой – 375 евро. Кроме того, отменяет запрет на ввоз автомобилей, не соответствующих экологической норме Евро-5. Одновременно ужесточаются правила ввоза и увеличиваются штрафы.

Активисты «АвтоЕвроСилы» относятся к этим новациям по-разному. Популярна точка зрения, что ставки завышены – движение требовало  акциз в размере 300-500 евро, но в законопроекте такие размеры акциза не касаются автомобилей старше пяти лет.

Читайте также:  Перспективы нанесения нового УДАРа: Сможет ли Кличко стать президентом

Политическая составляющая

Протесты «АвтоЕвроСилы» носят социально-экономический характер. Более того, среди участников этого движения большую часть составляют мужики в возрасте за 35 лет, которые, в отличие от молодежи, в принципе не слишком склонны бороться за какие-то абстрактные идеалы.

Тем не менее, выступления «АвтоЕвроСилы» удивительным образом совпадали с активизацией оппозиционной активности.

В 2017 году они очень удачно вписались в «Михомайдан» и, думается, совершенно неслучайно было появление около офиса Саакашвили автомобиля одно из лидеров «Автомайдана» Сергея Кобы (удостоенного звания «провокатора» от самого Кличко еще в 2014 году).

В 2018 году акции совпали с кризисом в отношениях между президентом Порошенко и премьером Гройсманом. Кстати, невероятно – но факт, сейчас жену Гройсмана обвиняют в… трехкратном занижении стоимости престижной иномарки при ввозе на территорию Украины. Разумеется – в рамках борьбы с контрабандой.

Тем не менее, оснований полагать, что «АвтоЕвроМайдан» так уж политизирован нет. Скорее это украинская власть каждый раз стреляет себе в ногу как раз под политический кризис.

Собственно, политическое требование «евробляхеров» состоит в большей либерализации украинского рынка для бэушных евромобилей. Это, конечно, наносит ущерб украинскому рынку и банально не честно по отношению к тем гражданам, которые покупают машины на внутреннем рынке. Но, с другой стороны, на фоне компрадорской политики власти, выдвигать претензии к этим людям даже как-то неудобно – они просто хотят отхватить свой кусок. В конце концов, возможность ездить на дешевых иномарках – одно из требований Майдана…

Антифашист

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *