Новый парламент Украины: планы и задачи, которые всех разочаруют

В четверг, 29 августа, соберётся на своё первое заседание Верховная Рада девятого созыва. По мнению большинства экспертов, с этого момента новый президент в полной мере приступает к исполнению обязанностей – ведь раньше он был лишён реального контакта с правительством и парламентом
В новом парламенте должно быть 423 депутата (по состоянию на 28 августа зарегистрировано только 395 депутатов). По предварительным данным, большинство в парламенте имеет президентская партия «Слуга народа»: её представляют 254 депутата (124 избрано по списку, 130 — выдвинуты партией в одномандатных округах), в то время как для принятия решений в Раде нужно 226 голосов.Что планируется

Планы «Слуг народа» довольно обширные и касаются радикального реформирования буквально всего на свете. Причём ряд важных решений планируется принимать стремительным домкратом — прямо с колёс, потому что уже 1 сентября предполагается встреча Зеленского с Трампом, и украинскому президенту надо предстать на ней во всей силе и славе.

Естественно, первым делом предполагается формирование исполнительной власти — Кабинета министров. Ситуация довольно забавная: с одной стороны, никакой интриги тут нет — Рада проголосует за кандидатуры, предложенные президентом; с другой стороны, интрига есть — какие именно кандидатуры согласованы с президентом, точно никто не знает (возможно, не знает и сам президент).

Вторая системная задача — внесение изменений в Конституцию.

100 законов Зеленского. Президент готовит депутатам из «Слуги народа» горячую парламентскую ночь

100 законов Зеленского. Президент готовит депутатам из «Слуги народа» горячую парламентскую ночь

По логике, либертарианцы должны были первым делом потянуть руки к защищённым статьям Конституции, касающимся прав человека и обязанностей государства. Но нет. Они к этому ещё не готовы, да и статьи эти, принципиально невыполняемые, никому по большому счёту не мешают.

Потому на повестке дня всякие популистские задачи, как то:

— отмена депутатской неприкосновенности;

— нормы об отзыве и досрочном прекращении полномочий парламентариев;

— нормы о наказании за неперсональное голосование;

— сокращение числа депутатов до 300.

«Запад должен помочь Зеленскому быстро провести реформы. И завладеть всем». ИноСМИ об Украине на неделе

«Запад должен помочь Зеленскому быстро провести реформы. И завладеть всем». ИноСМИ об Украине на неделе

Это всё чепуха, поскольку на работоспособности парламента никак не отразится (хотя контроль со стороны руководства фракций над депутатами может несколько вырасти). Но избирателям нравится. А значит — надо брать.

Читайте также:  Инаугурация президента Зеленского как объект политического торга

Третья задача — приступить, наконец, к распродаже остатков страны.

Насколько можно понять, новое правительство будет радикально-либеральным, исходящим из того, что государство должно быть «ночным сторожем», в идеале даже помещения для своей работы арендующим у «эффективных частных собственников». Так что распродажа оставшихся в государственной собственности ресурсов более чем актуальна.

В основном речь будет идти о принадлежащих государству промышленных активах, и тут всё будет сравнительно просто. Сложно будет с тремя моментами.

1. Отмена моратория на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения.

Мало того, что тема эта крайне непопулярна, так даже либералы отдают себе отчёт в том, что вот так просто взять и отменить мораторий нельзя — начнётся беспредел. Потому придётся сначала подготовить и принять пакет законов, которые бы унормировали работу рынка.

2. Приватизация естественных монополий.

Хочется всё же верить, что до этого дело не дойдёт — совершенно непонятно, кому и зачем могут потребоваться, например, украинские железные дороги… Разве что на металлолом — уж очень дорого восстанавливать инфраструктуру и подвижной состав, притом что непонятно, кто за это заплатит (главный пользователь украинских железных дорог — горно-металлургический комплекс, а олигархи — люди прижимистые).

3. Приватизация военных предприятий.

Тут вопрос даже не в том, продавать или нет, а в том, когда именно продавать. Понятно, что не во время военных действий. Начало распродажи военных ремонтных заводов будет означать прекращение войны (которая начинается в головах властей предержащих).

Четвёртая задача — вопрос власти на местах.

Тут две составляющие.

С одной стороны, вполне рационально было бы принять изменения, касающиеся децентрализации, но они сейчас прочно увязаны с вопросами статуса Донбасса и Крыма. Без существенного продвижения в направлении исполнения Минских соглашений принимать такие изменения смысла нет (это не говоря о том, что никаких переговоров относительно статуса Крыма нет и не будет).

С другой стороны, озвучены уже планы проведения досрочных местных выборов, но, кажется, ограничатся тем же, чем ограничились постмайданные власти — проведением досрочных выборов в Киеве.

Читайте также:  Who is Rudolph Giuliani? О новой восходящей звезде украинской политики
Кличко: Новая власть сворачивает реформы децентрализации

Кличко: Новая власть сворачивает реформы децентрализации

Что требуется

Легко понять, что планы «слуг народа» находятся в некотором конфликте с ожиданиями самого народа. У народа же ожидания никак не либертарианские, а совсем наоборот — патерналистские.

В первую очередь избирателей интересует вопрос мира.

Понятно, что Зеленский не знает, как решать проблему Донбасса и не знает даже, зачем это ему нужно. В смысле — вопрос прекращения военных действий и даже, например, восстановления транспортного сообщения более или менее очевиден, но вот возвращение Донбасса Украине категорически невыгодно. Удовлетворить запросы ЕС и России? Но если конфликт будет полностью исчерпан, то тут же придётся искать новые причины, по которым Украина будет кому-то интересна до такой степени, чтобы попросить у этого кого-то денег…

Программа-минимум: прекращение огня, развод войск, обмен пленными. Тут роль парламента примерно нулевая.

Прекращение гуманитарной и экономической блокады требует определённой законодательной работы, но вопрос тут, главным образом, состоит в том, что именно потребуется от Украины. Если ограничится просто восстановлением сообщения — всё нормально. Если потребуются какие-то существенные финансовые вложения — то надо будет подумать. Исход размышлений киевской власти будет во многом определяться интересами собственников донецких предприятий (группа Ахметова).

Возвращение Донбасса в состав Украины не интересно ни Украине, ни Донбассу. Потому и нет смысла напрягаться с принятием законодательных актов, которые бы обеспечили такое возвращение. Впрочем, ничто не мешает изобразить деятельность в этом направлении… Закон о статусе Донбасса принять можно, но если он не будет согласован с Донбассом (а Киев не собирался и не собирается ничего согласовывать), то и вес его будет ничтожным.

Украинцы хотят не мира, а победы, «Слуга народа» катится вниз. Свежая социология
Украинцы хотят не мира, а победы, «Слуга народа» катится вниз. Свежая социология

Второй важный момент — восстановление социальной сферы.

Тут сразу же начинаются проблемы, потому что с точки зрения либертарианской, государство вообще не должно лезть в сферу социального обеспечения или, например, здравоохранения — «невидимая рука рынка» должна сама уничтожить тех, кто не вписывается в светлое либертарианское будущее. Кстати, члены команды Зеленского говорят об этом почти прямым тестом. И Уляна Супрун их на посту министра вполне утраивает…

Читайте также:  Как Украина влияет на США. Возможно, Киеве станет ареной борьбы за пост президента в Вашингтоне

В общем, тут тоже вопрос — как именно либертарианское правительство будет заниматься вопросами социальной политики. Логично ожидать, что никак, но этого не будет — народ не поймёт. А Зеленский, даже и понимая, что рано или поздно рейтинг будет утрачен, всё равно хочет растянуть период, когда ему многое будет позволено именно благодаря рейтингу.

Третий момент — восстановление экономики.

Тут проще всего — людям нужны рабочие места и стабильные зарплаты. Как их получить, они не знают. Зеленский расскажет, что рабочие места и зарплаты появятся в результате большой распродажи. Поскольку люди на своём опыте не учатся, они поверят. Результат будет как всегда.

Впрочем, осуждать Зеленского тут не стоит. Любые экономические реформы друг друга стоят — на первом этапе они дают разбалансировку экономической системы, а потом жизнь берёт своё, и люди приспосабливаются к новой системе. Экономическая ситуация улучшается.

Четвёртый момент — гуманитарная сфера.

Здесь точка невозврата была пройдена в момент вступления в действие закона о языке. Не смотря на противоречия внутри самой же властной команды, этот вопрос решать будет надо. Даже при том, что внесение изменений закону не поможет.

Кстати, вопрос о языке только называется гуманитарным. Для президента и его окружения он сугубо хозяйственный — ведь медиапродукт «Квартала-95» русскоязычный…

Резюме

Традиционно народ и власть хотят разного.

Власть хочет реформ.

Народ хочет мира, работы и зарплаты.

Интересы власти и народа пересекаются не слишком глубоко и не в слишком большом количестве мест.

С уверенностью можно сказать только одно — избиратели будут существенно разочарованы первыми ста днями нового правительства. Значительно больше разочарованы, чем по итогам ста дней президента.

Украина.ру

Leave a Reply