Кандидатов трое, президент – один. Расстановка сил за две недели до выборов

До президентских выборов в Украине остается две недели и ситуация приобрела черты определенности. По крайней мере, понятно, кто действительно принимает участие в выборах, и кто на что может рассчитывать.

Правда, опубликованные данные социологических исследований довольно серьезно расходятся.

«Левая» социология

Эксперты жалуются на невиданное нашествие фальшивой социологии. Уважаемые коллеги забыли «социологические войны» 1999 и 2004 годов. Нынешние времена ничего нового в этом аспекте не дают – все уже опробовано.

Вот, например, опубликованные Сергеем Соболевым данные опроса 2,5 миллионов украинцев, проведенное агитаторами «Батькивщины».

По их данным получается, что лидирует Юлия Тимошенко с результатом – 31%. Далее следуют Владимир Зеленский – 21% и Петр Порошенко – 16%.

Тут следует отметить два обстоятельства.

Во-первых, само по себе увеличение числа опрошенных не отражается кратно на точности исследования. В принципе, для получения достаточно точных данных в масштабе страны достаточно 1 тыс. респондентов. Как правило, опрашивают больше – для того, чтобы получить осмысленные данные по макрорегионам. Но опрос 10 тыс. и 2,5 млн. человек по сути не отличаются.

Во-вторых, агитаторы – люди предвзятые и опрашивают то, что им надо, а не как оно есть. Слишком велико воздействие инструмента на результат эксперимента. Все попытки использования агитаторов для опросов приводили к одному результату – завышенному рейтингу кандидата, на которого они работают. Ценность этого опроса примерно такая же, как опроса на партийного сайте – там результаты Тимошенко были бы еще более убедительны.

Еще одно в высшей степени странное исследование проведено международной компанией Greenberg Quinlan Rosner и украинской InfoSapiens (23 февраля – 4 марта, 1308 чел.). Сразу отмечу, что название первой из них мне ничего не говорит (по-моему, ранее она в Украине не работала), вторая же публиковала свои данные с другими опросными центрами, но сколько-нибудь длительной истории за ней не просматривается.

По их данным за Зеленского собирается голосовать 24%, за Порошенко – 20%, за Тимошенко – 13%. Обращает на себя внимание удивительно низкий разрыв между Порошенко и Зеленским.

Читайте также:  Зеленский против «региональных баронов». Будут ли досрочные выборы самоуправления?

По данным исследования центра «Социс» (1-10 марта, 1127 чел.), который связываются со штабом Порошенко, результаты несколько иные: 27,7% избирателей, намеревающихся участвовать в голосовании, сказали, что проголосуют за Зеленского; 19,6% – за Порошенко, а 14,8% – за Тимошенко. Здесь отрыв Зеленского от президента повыше, но Тимошенко отстает от него ну совершенно неприлично.

Еще одно подозрительное исследование проведено фондом «Украинская политика» и исследовательской группой Института маркетинга и консалтинга (25 февраля – 3 марта, 2082 чел.).

По их данным, Владимир Зеленский имеет поддержку 20,5% активных избирателей, Юлия Тимошенко – 15,9%, а Петр Порошенко – 15,5%. А вот дальше начинается кувыр-коллегия, потому что в этом исследовании кандидаты от Юго-Востока занимают 6 и 7 место, причем Александр Вилкул имеет лучший результат, чем Юрий Бойко.

Кажется, данная компания создана специально для этих данных. Правда, надо быть справедливыми – они перекроили только электорат фрагментов «Оппоблока», не побоявшись уступить четвертое место Гриценко (в исследованиях всех других фирм то место занимает Бойко).

Просто социология

И по жизни, и во время выборов лучше доверять солидным компаниям со значительным опытом, которые проводят исследования и между выборов тоже. Это не гарантирует от ошибок, но они дорожат своей репутацией и дают сравнимые данные (если не по процентам, то по рейтинговым местам и предполагаемому разрыву между лидерами и отстающими).

Примерно совпадают данные исследований, проведенных Киевским международным институтом социологии, группой «Рейтинг» и центром «София».

КМИС последние результаты представлял довольно давно – 8-20 февраля было опрошено 2042 человека. По данным этого исследования рейтинг Зеленского составляет 26,4%, Порошенко – 18%, Тимошенко – 13,8%. При этом надо учесть, что в феврале еще не было фактора «свинарчукнейта» и все компании фиксировали рейтинговый провал Тимошенко.

Группа «Рейтинг» провела исследование 1-7 марта, опрошено 5 тыс. человек. По их данным Зеленский пользуется поддержкой 24,7%, Тимошенко – 18,3%, Порошенко – 16,8%.

«София» проводила опрос 4-11 марта среди 2014 человек. Зеленский – 23,1%, Тимошенко – 14%, Порошенко – 12,4%.

У всех трех центров далее шли Бойко, Гриценко и Ляшко. Правда, в данных «Софии» Бойко имел рейтинг практически не отличимый от рейтинга Порошенко (12%), но идет ли речь о тенденции или случайности сказать пока трудно.

Читайте также:  Последняя осень Кличко. Не очень мэрские перспективы чемпиона по боксу

В целом, и по данным социологических исследований, и по ощущениям наблюдателей и участников процесса, всерьез могут рассчитывать на выход во второй тур три кандидата – Владимир Зеленский, Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. Юрий Бойко и Анатолий Гриценко могут получить шансы на выход во второй тур только в случае выбытия или катастрофического падения рейтинга сразу двух кандидатов из первой тройки, что выглядит совершенно невероятным.

Зеленский

По данным заслуживающих доверия социологических исследований, Зеленский является абсолютным лидером электоральной гонки, опережая ближайшего конкурента на 8-10%.

Он по-прежнему единственный кандидат, который никак не связан с полностью дискредитировавшей себя политической элитой страны. Кроме того, он в высшей степени эффективно ведет избирательную кампанию.

Не смотря на внешнюю успешность, конечный результат все же внушает сомнения. Проблема состоит в особенностях его электората. Избиратели Зеленского относительно молодые и голосуют в знак протеста. У этих категорий избирателей невысокая мотивация к участию в выборах. Еще более их расхолаживает устойчивое электоральное лидерство своего кандидата (зачем идти на выборы, его он все равно победит) и неуверенность в победе своего кандидата (примерно 8% его избирателей не верят в победу).

При этом, организационной структуры, которая позволила бы отчасти компенсировать негативные качества электората (в смысле – привести избирателей на участок за руку), у Зеленского нет.

Потому в конечном итоге ожидаемого превосходства не будет, возможно – не будет превосходства вообще. Несмотря на высокий рейтинг, Зеленский решающего преимущества перед другими кандидатами не имеет.

Тимошенко

Юлия Тимошенко начала кампанию безусловным электоральным лидером, позиции удерживает, но за время кампании рейтинг ее, по сути, не вырос. Виной тому, скорее всего, неоптимальная стратегия.

Ключевая тема кампании Тимошенко – весьма болезненная для граждан тема коммунальных тарифов. Однако, она важна, прежде всего, для работающей части населения, Тимошенко же традиционно опирается на пенсионеров, которые оказались защищены довольно эффективной системой субсидий.

Читайте также:  Повторить нельзя забыть. Украинская власть наступила на грабли 1919 года

В идеологических же вопросах Тимошенко оказалась бледной тенью своего основного конкурента – Порошенко. Фактически она дублировала его заявления про язык, армию и веру, причем – в более слабом варианте. Тут она оказалась полностью в его тени.

Рейтинг Тимошенко даже пережил некоторый спад, но сейчас ее позиции выправляются и она вернула себе устойчивое второе место. Однако, по ряду причин неэлекторального характера, надежным это место не назовешь – в конечном итоге она может уступить не только Зеленскому, но и Порошенко, а при определенных обстоятельствах и кандидатам за пределами первой тройки. Последнее, правда, маловероятно – политологи и социологи предполагают, что в ее пользу традиционно сработает «сдвиг последней минуты» и она получит больше голосов, чем фиксируется исследованиями.

Порошенко

Кампания Порошенко переживает сейчас кризис. Он-то рассчитывал на то, что с высоты своего положения будет кошмарить своих оппонентов и конкурентов. На практике же оказалось так, что он контролирует далеко не все (в частности, ему фактически не подчиняется МВД) и кошмарят как раз его. Причем – те самые «патриоты» и «активисты», на которых он же сам и рассчитывал.

Социологи, правда, снижения рейтингов не фиксируют, но и опасность для президента лежит немного в иной плоскости.

Помимо идеологической накачки штаб Порошенко делает ставку на подкуп и фальсификацию. Само по себе это позволяет довольно легко обогнать Тимошенко, имеющую незначительное превосходство. Но в нынешних условиях, когда президент находится под сильнейшим давлением националистов, система дает сбои.

Подкуп через монетизацию коммунальных субсидий нейтрализовать невозможно, а вот прямым подкупом, через создание фиктивной сети агитаторов, полиция уже занялась. Вероятно, будут проблемы и с системой, которая должна обеспечить фальсификации.

Таким образом, все три ведущих кандидата имеют шансы выйти во второй тур, но кто именно сможет это сделать – неясно. Пока что большие шансы имеет пара Зеленский-Порошенко, но последний находится под сильнейшим давлением и может не сохранить свои позиции.

Антифашист

Leave a Reply