Какие пути отхода от «формулы Штайнмайера» готовят Зеленскому «майданные» дипломаты

Согласование «формулы Штайнмайера» вызвало довольно странные сигналы из недр украинского дипломатического сообщества. Понятно, что действующие дипломаты президента не критикуют, но они явно соглашаются со своими бывшими коллегами. А те ведут подрывную работу, готовя Зеленскому пути отхода, если он откажется выполнять то, на что подписался
Впрочем, бардак касается не только МИДа, но и команды Зеленского в более широком смысле. Правда, следует отметить, что позиция действующего президента тоже неоднозначна, равно как и содержание согласованной «формулы».

Позиция «Майдана иностранных дел»

Профильный комитет парламента возглавляет представитель «Слуги народа» Богдан Ярёменко, возглавлявший ранее фонд, чья аббревиатура совпадает с сокращённым названием министерства.

Месяц назад этот достойный человек предал гласности «формулу Зеленского», предполагающую, что: а) Украина не будет вносить изменений в Конституцию; б) урегулирование — только после выполнение условий по безопасности (на порошенковском новоязе это означает передачу Украине полного контроля над территорией ЛДНР); в) проведение местных выборов по всей Украине и по украинскому закону.

Согласование «формулы» поставило под вопрос состоятельность этого деятеля, поскольку выборы должны проходить по специальному закону, и связи с «условиями по безопасности» нет (впрочем, подразумевается, что контроль над границей Украина получит после выборов, как это и следует из Минских соглашений).

Ярёменко, однако, продолжает упорствовать. Уже 2 октября он заявил, что закон об особенностях самоуправления ни его, ни Зеленского не устраивает и из него должны быть исключены положения о безусловной амнистии и местной милиции. Кроме того, Украина должна получить контроль над территориями, на которых будут проходить выборы. Да и вообще: «формула Штайнмайера — российские условия для переговоров президентов. (…) Что нужно нам от этих переговоров? Мы торопимся, потому что каждый день поступают данные о погибших на Донбассе. Да, мы будем настаивать на отведении войск. Это наши условия для проведения выборов».

Читайте также:  Об источнике украинской коррупции

Отметим, что последняя ценная мысль противоречит указанным выше — так что же является условием? Отвод войск и прекращение огня или всё же получение контроля (надо понимать — военного) над территорией? Скорее всего — второе, а под отводом имеется в виду односторонний отвод так называемых украинской стороной «российских оккупационных войск».

Справедливости ради надо сказать, что особых противоречий у Ярёменко с Зеленским нет. Президент также настаивает на изменении закона о статусе Донбасса и тоже заявил, что никакие выборы на Донбассе состояться до вывода войск (понятно, что не украинских) не могут.

При этом все на Украине как-то мгновенно становятся в этом пункте нечувствительными к реальности — ополченцев, то есть самоорганизованных, вооруженных для защиты своих городов и поселков "шахтеров и трактористов", выводить некуда. И если Зеленский и Ярёменко хотят получить контроль над территориями без амнистии и выборов (то есть до получения контроля над границей), то они рискуют получить вместо открытого сопротивления организованное очаговое партизанское движение на Донбассе. В условиях 21-го века это — война на десятки лет. И государство ее по-любому проиграет. Партизаны сегодня могут стать террористами, действующими по всей территории Украины завтра.

Мнение Елисеева

Бывший зампред Администрации президента Порошенко Константин Елисеев (в действительности — карьерный дипломат) служебной дисциплиной не связан и может говорить то, что думает. А думает он такое: «После согласия на так называемую формулу Штайнмайера фактически Украина приняла российский сценарий выполнения Минских договоренностей. Суть которых отныне будет состоять в том, что сначала Украина должна выполнить политические условия, а потом только Россия выполнит условия по безопасности». Далее Елисеев поведал, что выборы будут проводиться под прицелом пулемётов, так, как проводился референдум в Крыму. То, что эта всего лишь пропагандистская утка пиарщиков Порошенко, а потому не может быть признано за серьезный аргумент, Елисеева, похоже, совершено не волнует.

Другие важные аргументы Елисеева:

— согласование «формулы» нарушает логику решения Берлинского саммита 2016 года, предполагавшего сначала безопасность, а потом политическое урегулирование (в действительности под безопасностью там понимались прекращение огня и развод войск);

Читайте также:  Украинцы хотят не мира, а победы, «Слуга народа» катится вниз. Свежая социология

— ему не нравится, что выполнено условие встречи в «нормандском формате», а не урегулирования на Донбассе (он не единственный кто задаётся вопросом, зачем, собственно, Зеленскому нужна эта встреча);

— следствием согласования «формулы» будет снятие санкций с России (пока об этом речь не идёт).

Елисеев также полагает, что «формула» является шагом к федерализации Украины. При этом он тут же заявляет, что действующий закон об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО ни к какой федерализации не ведёт. Как совмещаются две эти установки, совершенно непонятно. Разве что Елисеев полагает, что федерализация — это если выборы будут проведены не под контролем украинской Национальной гвардии и на них победят не те люди, которые угодны Киеву.

Забавный момент — Елисеев уверяет, что Украина согласовала «формулу» только сейчас, в то время как его коллега, действующий глава МИД Вадим Пристайко считает, что согласована она была ещё Порошенко в 2016 году, а сейчас только принята к исполнению. Пристайко тут более достоин доверия, поскольку сам Порошенко в 2016 году говорил следующее: «Были отдельно обсуждены вопросы (…) имплементации "формулы Штайнмайера", куда войдут позиции, которые мы видим составляющими при признании выборов состоявшимися».

Согласен с Елисеевым и Ярёменко и бывший глава МИД Павел Климкин, который считает, что перед проведением голосования с оккупированных территорий должны быть выведены войска и вооружения, обеспечена роль украинской ЦИК, права украинских СМИ, участие в выборах внутренне перемещенных лиц и украинских партий.

Выводы

1. Зеленский старается не говорить лишнего, зато это лишнее говорят за него другие, в том числе люди, имеющие непосредственное отношение к его команде.

2. С высказываниями Ярёменко заявления Зеленского в основном совпадают, и нет оснований полагать, что они принципиально не согласны с мнениями Елисеева и Климкина (кроме, пожалуй, того момента, что они по-разному оценивают роль Порошенко в заключении Минских соглашений).

3. В целом все перечисленные лица полагают, что выполнение Минских соглашений должно начаться с вывода «российских оккупационных войск», после чего можно будет начать диалог относительно политического урегулирования. Причем вестись он, очевидно, будет, с командованием Операции объединённых сил и с жителями Донецкой и Луганской областей, покинувшими их территорию из идеологических соображений. С «сепаратистами» ведь договариваться никто не собирается…

Читайте также:  Европа против украинизации: Венецианская комиссия дала рекомендации Киеву

4. В чём заключается разница между администрацией Зеленского, временным правлением Турчинова и администрацией Порошенко, понять довольно сложно. Разве что Зеленский хуже держит удар и зависит от общественного мнения. Но даже последнее хочет от него «мира на украинских условиях», т.е. войны до победного конца.

5. Похоже, Яременко и Елисеев (Климкин только отчасти) готовят Зеленскому политические пути отхода от реализации "формулы Штайнмайера". Все их аргументы — именно то, что необходимо Зеленскому для того, чтобы не выполнять принятые на себя обязательства. Это, конечно, в том случае, если он решится их не выполнять.

Leave a Reply