Как остановить смертельный «кегельбан» на украинских дорогах

В Украине множатся ДТП со смертельными исходами, а реакция власти на эти трагедии не вполне своевременна и адекватна.

Например, после харьковской трагедии (когда Елена Зайцева, вылетев на скорости 100 км/ч на тротуар, убила 6 человек) Верховная Рада по настоянию Арсена Авакова ограничила скорость в городах до 50 км/ч. И что же? Хоть кто-то это требование соблюдает, кроме водителей тракторов и асфальтоукладчиков? А если бы и возникло желание проверить это, то нет для этого ни технических средств, ни законодательного обоснования.

Прозвучала идея о «награждении» радарами патрульных полицейских, которые и сами ПДД не знают, и с автомобилем только научились управлять наконец. Даже прозвучало и вовсе безрассудно-зловещее предложение - вместо совершенно напрасно ликвидированной ГАИ вывести на дороги военных и нацгвардию. Одновременно со всем этим премьер Владимир Гройсман продолжает бодро рапортовать об увеличении километража «отремонтированных» дорог, что совершенно, мягко говоря, не соответствует действительности.

Возникают 2 извечных вопроса: кто виноват и что делать?

Что предлагает власть? Разумеется, о возрождении ГАИ, качественных дорогах с нормальными разметками и освещением речи нет – дорого и долго. Предлагается развесить на столбах видеокамеры для автофиксации нарушений. Но, во-первых, камер в наличии нет (когда смогут их закупить и развесить – большой вопрос); во-вторых, «письма счастья» после первой партии рассылок признали неконституционными.

Второе «рацпредложение» - увеличить штрафы. Это тоже любимая тема наших законодателей. Но снова упираемся в сакраментальный вопрос: кто будет фиксировать нарушения – не патрульные же полицейские? Не так давно штрафы у нас уже были повышены – и что же? Практически ничего. «Мировая практика свидетельствует: усиление санкций даёт краткосрочный эффект, затем люди привыкают к ним, как и к повышению коммуналки и ценам на проезд», - говорит эксперт Владимир Караваев. Ну и главное: наши обеспеченные люди без особых проблем могут и водительские права купить, и штраф при крайней необходимости заплатить. Так что в данном случае наказание гривной – не вариант.

Читайте также:  «Прорыв» Саакашвили — очередной заказ вашингтонского обкома

А министр инфраструктуры Владимир Омелянпообещал вернуть контроль скорости с помощью радара. Какое «отец украинского гиперлупа» и «великий строитель аэропортов» имеет отношение к ПДД, он не пояснил, зато Владимир Караваев пояснил абсурдность этого «рацпредложения». «В соответствии с законом Украины «Про метрологию и метрологическую деятельность» контроль безопасности дорожного движения относится к сфере законодательно регулируемой метрологии. Точно знаю: ни одного радара, предназначенного для работы в режиме патрулирования и соответствующего требованиям закона, в Украине пока нет. Что собираются ставить на патрульные авто? Муляжи?», - задаёт риторический вопрос эксперт.

Ещё одна «супер» идея – сузить полосы движения на 1.5 м: якобы это заставит водителей ездить медленнее, а зато «освободившееся» пространство можно отдать общественному транспорту и/или велосипедистам. Эксперты считают это глупостью сразу по двум причинам: снизить скорость наших лихачей вряд ли что-то заставит; имеющиеся дороги «перерисовать» будет очень трудно.

С одной стороны, статистика ДТП в последнее время действительно жуткая, с другой - это, скорее всего, какое-то сочетание несчастливых факторов, - недоумевает Василий Стоякин. «В статистику, например, попал белорусский автобус, в котором водитель уснул за рулём - это ведь явно не вина Гройсмана? Плохое состояние машин? Так ведь техосмотр отменили в 2011. И именно тогда на улицах появились таратайки, которые бы раньше ТО не прошли (просто взятка превысила бы цену транспортного средства). Качество дорог? Да, оно ужасное, но это кумулятивный эффект - систематически их начали чинить только в прошлом году (кстати, судя по Одессе и Киеву - хорошо их ремонтируют), - высказывает неоднозначное мнение политтехнолог. - Реформа полиции и связанная с ней безнаказанность нарушителей, разумеется, сыграли свою роль. Но нарушения ПДД приобрели массовый характер отнюдь не в этом году. Более того, по моим наблюдениям сейчас их количество снизилось, хотя система автоматической фиксации нарушений ещё не заработала. В общем, особой необходимости в каких-то аварийных мерах я не вижу. Скорее это сигнал к тому, что надо восстанавливать ГАИ. Взяточничество на дорогах - зло. Но оно, всё же, какой-никакой механизм контроля. Чисто рыночный».

Читайте также:  Политика с Людмилой Фефеловой

Действительно, ДТП в Украине стало больше и что плохо - много со смертельным исходом, на это повлияло несколько фактов, - указывает Александр Охрименко. «Во-первых, это новая полиция, которая только фоточки умеет делать, а вот реально контролировать дорожное движение - нет. Они и взятки толком брать не умеют и пьяного водителя остановить не в состоянии. Царит обычный бардак. Набрали детей в полицию, а они умеют только фотографироваться. Вторая проблема - это наши дороги. Если посмотреть на статистику, то деньги на новые дороги выделяются громадные, но вот толку от этого мало. Качество дорог ужасное и поэтому аварии случаются, что называется, на «ровном» месте даже с трезвыми водителями. И третий негативный фактор - это т.н. евробляхи. Как правило, эти автомобили в плохом техническом состоянии и поэтому они часто становятся виновниками ДТП».

«Проблема со смертностью на дорогах не столько проблема сама по себе, сколько одно из проявлений СИСТЕМНОГО кризиса Украины, - отмечает политик Александр Голуб. - Целенаправленно разрушены многие государственные институты. В том числе и госавтоинспекция. Как говорят в таких случаях, поздно пить «Боржоми». Чтобы избежать неадекватных действий властей, нужно, прежде всего, неадекватную власть поменять на вменяемых специалистов».

Безнаказанность действий преступников в стране (достаточно назваться «ветераном АТО» или быть приближённым власти и в 90% случаев наказания за преступление не будет) порождает и среди обыкновенных граждан наплевательское отношение к закону вообще, к ПДД в частности, - полагает Александр Дудчак. «К этому можно добавить резкое падение профессионализма сотрудников правоохранительных органов (т.н. «новой полиции»), рост агрессивности и бытового хамства как следствие падения уровня жизни и постоянной депрессии населения. Результат – рост ДТП со смертельным исходом, - поясняет политолог. - Такое уже было, когда МВД возглавлял Юрий Луценко (конец 2007-начало 2010), но тогда основной причиной был его личный непрофессионализм и попытки провести «реформы» в своих корыстных целях – после реформирования ГАИ годовой «план» по смертельным ДТП был выполнен за 2 недели».

Читайте также:  По сути с Денисом Жарких

Если верить статистике, то ситуация с ДТП в Украине более чем хороша, другое дело, что Александр Мордкович особых оснований верить ей не видит. «В отсутствии дорожной полиции большая, а может и бОльшая, часть ДТП не фиксируется. Вообще идея страны без дорожной полиции – идиотская. Можно смотреть на Москву, а можно на Нью-Йорк: видны полицейские, камеры, эвакуаторы, системы автоматической фиксации. А у нас само собой не наладится», - заключает эксперт.

Каждый день новости о трагедиях на украинских дорогах, каждый Божий день. Невыносимо больно узнавать о смертях и осознавать, что украинские дороги, перекрёстки, улицы стали настоящими дорогами смерти, -огорчается Елена Лукаш. «Недавно в Киеве не стало маленькой девочки. Что-то мне подсказывает, что сбивший её и сбежавший молодчик на «Хаммере» безнадёжно болен, возможно, патриот, активист, и все справочки уже рисуются. У каждой трагедии свои причины, но есть и одна общая, - подчёркивает экс-министр юстиции. - Нет дорожной полиции. Нет хороших дорог. Разрушены судебная и правоохранительная системы. Нет никакого контроля, и нет неотвратимости наказания. Нарушение закона - норма как для власти, так и для гражданина. Утихнет боль, пройдёт общественный интерес - взятка решит вопрос и сафари продолжится. Смерти и увечья - цена преступного бездействия, дешёвого пиара, тупости и беспомощности власти. Дороги для этих ... строятся не в Украине, а в офшорных зонах и странах ЕС».

наблюдатель

Leave a Reply