Напомним основные моменты, связанные со статусом Януковича после событий 2014 года.
Отстранение
22 февраля 2014 года Верховная Рада Украины приняла постановление «О самоустранении Президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов Президента Украины».
Постановление было явно антиконституционым, поскольку:
1. К числу полномочий Верховной Рады относится только «смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленном статьей 111 настоящей Конституции» (п. 10 Ст. 85 действовавшей на тот момент редакции Конституции).
2. В Конституции содержится полный список причин досрочного прекращения полномочий президента: отставка; невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; смещение с поста в порядке импичмента; смерть (Ст. 108). Ни «самоустранения», ни тем более «поехал к другу в Ростов» в этом списке нет.
Надо также отметить, что само по себе отсутствие президента в кабинете «самоустранением» не является (в таком случае следовало отстранить с поста Петра Порошенко, который инкогнито отдыхал за рубежами «воюющей страны»), а Янукович официально в тот же день заявил, что подавать в отставку не будет. Правда, он же пообещал не подписывать решения Рады, которые он считает противозаконными и принятыми под давлением, что теоретически можно считать признанием «самоустранения» (но, повторим, это могло быть основанием для начала процедуры импичмента, а не отстранения с поста президента).
Фактически, впрочем, решение Рады было легитимизировано признанием зарубежными государствами избрания на пост президента Порошенко. В Конституционном суде постановление от 22 февраля никогда не рассматривалось.
Лишение звания
4 февраля 2015 года уже новый состав Верховной Рады лишил Януковича звания президента.
Почетное звание президента, согласно Конституции (Ч. 3 Ст. 105), сохраняется за бывшими главами страны пожизненно. Оно дает право на президентскую пенсию и ряд других преференций.
Принятый Радой закон также был неконституционным, поскольку «звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещен с поста в порядке импичмента», чего, как указано выше, не было. Кстати, это обстоятельство было констатировано и Главным научно-экспертным управлением Рады: «положение приведённой выше ч. 3 ст. 105 Конституции Украины, по нашему мнению, является вполне завершённым правовым предписанием прямого действия и не требует для своей реализации принятия дополнительных правовых актов в форме закона или в любой другой форме».
Кстати, в пояснительной записке факт неконституционности данного акта признавался — «в связи с тем, что действующее законодательство содержит пробелы в части правовых последствий самоустранение гражданина Украины от выполнения полномочий Президента Украины…». В общем, закона нет, но что-то делать нужно?
Интересный момент — принятый закон был отправлен на подпись президенту уже 9 февраля, но подписан он был только 17 июня.
Суд над Януковичем
Обвинение экс-президенту в ноябре 2016 года зачитал (по видеосвязи) генеральный прокурор Юрий Луценко. Заочный суд начался в июне 2017 года и завершился только 24 января 2019 года.
Януковича обвиняли в государственной измене, в пособничестве в ведении агрессивной войны и пособничестве посягательству на территориальную целостность Украины.
Обвинение в посягательстве на территориальную целостность страны суд снял за недоказанностью. По первому пункту было установлено «предоставление иностранному государству, а именно России, помощи в подрывной деятельности против Украины». Янукович был приговорен к 13 годам лишения свободы по первому обвинению, и к 12 годам — по второму.
Главным аргументом обвинения было письмо от 1 марта 2014 года, направленное Путину Януковичем, с просьбой ввести войска. Однако оригинал письма российской стороной предоставлен не был, более того — его существование вообще отрицалось (хотя ранее о такой просьбе говорил Путин, а Виталий Чуркин даже демонстрировал его копию в ООН). По мнению обвинения, благодаря этому письму Россия смогла направить в Крым 10500 (скорее всего, имелся в виду мэм «100-500») военнослужащих. Сам же Янукович продемонстрировал другой документ, в котором он предложил России начать двусторонние консультации и который российской стороной даже не рассматривался «по причине прогрессирующей дезорганизации украинского государственного аппарата».
В общем, на чём именно основывал своё решение суд, так и осталось непонятным. Скорее всего, на убеждённости, что всё именно так и было.
Защита Януковича обжаловала решение суда в апелляционной инстанции. В Европейский суд по правам человека обратились ещё в 2015 году, чтобы оспорить заочный суд. Украинские юристы вообще полагают, что у экс-президента довольно высокие шансы получить удовлетворение в ЕСПЧ, поскольку законодательная основа заочного судопроизводства на Украине некорректная.
Инициатива Порошенко
19 июня 2018 года Порошенко обратился в КС с предложением признать неконституционным закон о лишении Януковича звания президента.
Вообще тут есть некоторая путаница — дело в том, что Порошенко уже обращался в КС 20 июня 2015 года, сразу после подписания им соответствующего закона. Замглавы АП Виталий Ковальчук объяснил тогда, что речь идёт о «хитром плане» — президент, якобы, намерен проиграть процесс: «Порошенко сделал вполне очевидный юридический ход, обоснованный необходимостью быть уверенным, что в будущем этот закон не будет обжалован ни в суде в Украине, ни за рубежом».
В октябре 2016 года суд принял представление к рассмотрению и… дело встало. До самого лета 2018 года КС не рассматривал обращение президента по существу. Почему — неизвестно. И так же неизвестно, зачем потребовалось подавать представление вторично.
Почему именно Порошенко было так важно, чтобы лишение звания не было обжаловано, — совершенно непонятно. Президентская пенсия (несколько больше эквивалента $2 тыс.), право на охрану и дачу — кажется, не такие большие ценности, чтобы так о них беспокоиться. Тем более что проиграть процесс в суде правовым образом практически нереально.
Николай Азаров летом 2018 года предположил, что «смысл поступка Порошенко заключается в том, чтобы его самого вдруг не лишили звания президента так же незаконно, как это сделали в отношении Януковича». А Михаил Погребинский предположил, что это попытка оправдаться — «то, что он сделал (подписал закон. — Ред.), — это прямое нарушение закона. И он теперь нашел такой способ оправдаться. Он "осознал свою ошибку" и обращается в КС, чтобы тот признал этот закон неконституционным».
Резюме
В общем, дело с конституционным представлением, рассмотрение которого в КС должно быть начато в среду, 30 октября, довольно тёмное. Прежде всего совершенно непонятно, зачем оно было нужно Порошенко.
Особых последствий, кроме возобновления выплат экс-президенту пенсии, кажется, тоже ожидать не стоит. Хотя будет интересно узнать, как именно правительство постарается «замотать» эту тему.
Самый же существенный момент — тест на наличие в стране конституционного правосудия. Суд просто обязан удовлетворить представление Порошенко. И он, скорее всего, его удовлетворит.