5 нововведений Украины которые меняют политический расклад в 2020 году

С 1 января 2020 года вступает в силу довольно много принятых ранее законов и постановлений. Значительная часть из них существенно меняет политическую ситуацию в стране. Попытаемся оценить, что именно и как меняется.

1. Отменена депутатская неприкосновенность

Отмена депутатской неприкосновенности — очень популярная идея, на которой была проведена не одна избирательная кампания. Тем не менее, сама по себе её отмена осталась практически незамеченной в публичном пространстве. В чём же причина?

Причина в том, что общество, по большому счёту, интересовала не отмена неприкосновенности, как таковая, а привлечение к ответственности коррупционеров и уголовников, скрывающихся от ответственности за депутатским мандатом. А вот с этим есть проблемы.

Во-первых, сняв неприкосновенность на конституционном уровне, депутаты ограничили «прикосновенность» на уровне УПК. Т. е., в правах с обычными избирателями они таки не сравнялись. Впрочем, избиратели это вряд ли поняли.

Во-вторых, на самом деле привлечение депутатов к ответственности — функция не так отсутствия неприкосновенности, как наличия политической воли и эффективности правоохранительной системы.

До отмены неприкосновенности, если уж прокуратура обращалась в Раду, то, как правило, получала её разрешение на осуществление необходимых действий. Системные исключения депутаты начали делать для прокурора без образования Юрия Луценко.

В общем, пока Зеленский не демонстрирует политическую волю, а Рябошапка — профессионализм, то и публичного эффекта не будет.

По этой же причине не стоит переоценивать влияние отмены неприкосновенности на дисциплинированность депутатов.

И, тем не менее, можно не сомневаться, что закон будет использован для укрепления контроля президента над фракцией СН в парламенте. Это особенно актуально, если учесть, что в последнее время усилилась борьба между группами влияния во фракции, и нужны большие усилия для поддержания баланса.

Читайте также:  Как это получилось у Зеленского?

2. Новый Избирательный Кодекс

С этого момента большая часть выборов проводится по пропорциональной системе с открытыми списками. За основу взята эстонская система, особенностью которой является наличие де-факто закрытых списков (их открытой частью интересуется порядка 1,5% избирателей). Более того, критики ИК указывают, что в подписанном президентом варианте гораздо больше сохранилось от системы закрытых списков, чем в первоначальном проекте. И это — несмотря на то, что президент возражал именно против закрытых списков, но после его поправок стало ещё хуже…

Главная проблема новой системы состоит даже не в закрытости-открытости списков, а в том, что речь идёт о новой системе, применение которой в украинских условиях столкнётся с рядом слабопредставимых сложностей. Прежде всего, новая система требует переучивания членов избирательных комиссий и наблюдателей, а на последних нескольких выборах украинские партии столкнулись с острым дефицитом не подготовленных даже, а вообще хоть каких-то членов комиссий. Кстати, подготовка их ухудшается из года в год…

Общий итог — избирательная система стала более управляемой. С одной стороны — по максимуму сохранены закрытые списки и снижена связь депутатов с избирателями. С другой стороны — сложность системы и слабая подготовка членов комиссий создают условия для масштабных злоупотреблений.

3. Премии за донос на коррупционера

Правоохранители обязаны будут проверять каждый донос (в т. ч. — анонимные), касающийся коррупционных преступлений, повлёкших ущерб не менее чем 85 тыс. грн. Вознаграждение будет составлять 10% от размера нанесённого ущерба, но не может превышать размер 3 тыс. минимальных зарплат (15,5 млн. грн.).

Критики закона справедливо указывают на то, что он легализует стукачество и создаёт возможности для распространения недостоверных сведений и коррупции в правоохранительных органах (они получают почти легальные возможности торговать компроматом).

Читайте также:  Итоги 2019 года в свете общественного мнения

Если учесть, что за закон голосовали только фракции СН и «Голос», то возникает твёрдая уверенность, что данный закон пролоббирован определёнными кругами в США. Построенная США система антикоррупционных органов, направленная на уничтожение национальной политической и экономической элиты, оказалась совершенно неэффективной. Принятие закона о доносах — попытка уничтожить эту элиту путём захода с другой стороны. Для «коррупции» необходимо создать систему общественного неприятия и дать простым избирателям надежду осуществить экспроприацию экспроприаторов.

Интерес президента тут тоже понятен — он противостоит старым политическим элитам, а система доносительства создаёт дополнительные возможности для борьбы с ними. Более того, создаётся типичный для авторитарной системы концепт «добрый царь» вместе с народом против «плохих бояр».

4. «Реформа» образования

Прекращается финансирование школ, где меньше 40 учеников, и финансирование 10—11 классов, где меньше 20 учеников. Учительская ставка увеличена с 18 до 20 часов. Это приведёт к сокращению 44 тыс. учителей.

Справедливости ради надо сказать, что в актуальных экономических условиях эта мера выглядит естественной и неизбежной.

Социальное значение этой «реформы» значительно выходит за рамки собственно сокращения школ и учителей. Это, например, ликвидация «неперспективных» сёл, а со временем — сёл как таковых. Это снижение и без того невысокого уровня образования в Украине.

В политическом плане эта реформа создаёт возможности для усиления административного контроля над учителями. Между тем, именно они, в основном, дают кадры для формирования избирательных комиссий.

5. Принимается ряд непопулярных социальных решений

В частности, при страховом стаже 15-17 лет пенсионный возраст повышается до 65 лет; усложняется получение коммунальных субсидий; вводят штрафы за задержку растаможки автомобилей на зарубежных номерах.

В общем, эти решения естественным образом ведут к разочарованию населения в действующей власти, но для Зеленского это всего лишь возможность избавиться от дискредитированного правительства и ослабить влияние группы Пинчука-Сороса на свою администрацию. Правда, это, скорее всего, приведёт к росту влияния группы Коломойского.

Читайте также:  Помпео уехал, а осадочек остался

Резюме

Зеленского, в отличие от предшественников, очень трудно представить в качестве инстанции, продуцирующей разного рода «хитрые планы». Он мало разбирается в инструментах политической борьбы и государственного управления.

Тем не менее, очевидно, что вступающие в действие реформы реально служат усилению влияния президента на собственную партию, другие политические силы, всю политическую систему в целом.

В стране строится авторитарная система, соответствующая «душевным наклонностям» президента.

Антифашист

Leave a Reply