23 января: 75 лет назад был принят на вооружение самый знаменитый советский танк

Танк Т-34 не сходит с новостных лент. То обсуждают новый кинофильм с таким названием, то партию танков из экзотического Лаоса доставят, и вся страна наблюдает, как эшелон с ними идет на запад. Такое внимание закономерно - Т-34 навечно заслужил эпитет «легендарный». За мощность, надёжность, технологичность. Но таким он был далеко не всегда
Всеми этими (и многими другими) превосходными качествами, воспетыми в мемуарах и специальной литературе, Т-34, производившийся в 1940-44 годах, обладал вовсе не в полной мере. В чём же дело? А дело в том, что все славословия были адресованы совсем другой машине — танку Т-34-85, который был принят на вооружение постановлением Государственного комитета обороны от 23 января 1944 года.

Появление Т-34-85 стало результатом развития и компромиссов.

Танк Т-34 постоянно развивался и модернизировался, постепенно излечивая «детские болезни». Довольно быстро, ещё до войны, стало понятно, что танк в полной мере требованиям военных не соответствует, и было принято решение разработки новой модели — Т-43. Но началась война, завод №183 был эвакуирован из оккупированного Харькова в Нижний Тагил, и задачи ставились уже совершенно другие — модернизация на фоне наращивания производства. Поэтому от Т-43 отказались, но сумма вносимых изменений радикально преобразовала «тридцатьчетвёрку».

Хотя индекс танка остался тот же, от базовой машины осталось всего ничего:

День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды
День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды

© Public domain

— базовая компоновка (отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное; у большинства западных танков трансмиссия находилась перед отделением управления);

— корпус с неудачно размещенными топливными баками и уязвимым люком мехвода в лобовом листе (от этих недостатков смогли избавиться только на послевоенном Т-44);

— ходовая часть системы Кристи с катками большого диаметра и пружинной подвеской (заменена на торсионную на том же Т-44);

— хорошо себя зарекомендовавший дизельный двигатель В-2.

Читайте также:  Триада экс-президента. Янукович советует украинцам сменить власть

Всё остальное было новое и только отчасти апробированное на серийных машинах. В первую очередь это касалось башни, полностью изменившей силуэт танка.

Радикальная модернизация потребовалась уже в конце 1942 года, когда на вооружение панцерваффе поступили PzKpfw VI «Тигр». 76-мм пушка пробивала его броню только в борт и корму и с небольшого расстояния. «Тигры» же расстреливали советские танки с расстояния больше километра. Особенно чувствительно это проявилось во время Курской битвы и в ходе наступательных операций 1943-44 годов.

Достаточно мощной оказалась 85-мм зенитная пушка 52-К. Поэтому было принято решение разработки 85-мм пушки, которой стала ЗиС-С-53.

Для новой пушки нужна была большая башня с более толстой (до 90 мм) бронёй, для которой потребовалось расширение погона (части корпуса, на которую устанавливается башня). Кроме того, конструкторы решили задачу увеличения экипажа танка — важным преимуществом немецких машин был экипаж в пять человек, что позволяло освободить командира для наблюдения за полем боя и управления действиями экипажа. Теперь и в Т-34 появился отдельный командир (командирская башенка, позволявшая наблюдать за полем боя, не поворачивая всю башню, появилась еще в 1943 году).

Танковый марафон Михаила Кошкина
Танковый марафон Михаила Кошкина

© Public domain

Кроме того, была существенно усовершенствована трансмиссия, из-за ненадежности которой была потеряна значительная часть танков довоенного выпуска. Новый танк оказался значительно лучше старого и показал своё превосходство над основными немецкими машинами последнего этапа войны.

Оставался он основным советским танком и после окончания Второй мировой — Т-34-85 производились на трёх заводах в СССР (до 1946 года — почти 26 тыс., Т-34 было выпущено более 35 тыс.), а также в Чехословакии и Польше (до 1958 года — ещё 4,7 тыс.). Интересно, что «европейские» «тридцатьчетвёрки» выпускались в то время, когда в СССР уже производили более современные Т-44 и Т-54. Танки пережили несколько этапов модернизации, на их базе строились самоходные установки и инженерная техника.

Всего Т-34-85 находился на вооружении армий 40 стран. Во многих странах такие танки находятся на хранении на случай войны.

Читайте также:  «Наиталантливейший язычник». Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России

Например, подаренные недавно России 30 танков армии Лаоса состояли на вооружении до 1987 года, потом были в резерве. По утверждению ведущего российского специалиста по истории бронетанковой техники Юрия Пашолока, эти танки — послевоенного чехословацкого производства. А в Йемене, где сейчас продолжается гражданская война, они до сих пор используются по прямому назначению.

Подавляющее большинство танков-памятников — именно Т-34-85, а не Т-34 (танки-памятники в Симферополе и Глухове — большая редкость). Кстати, они поднимались на свои постаменты самостоятельно и могут быть быстро восстановлены до ходового состояния, что установили ополченцы Донбасса, использовавшие один или два танка-памятника в боях против правительственной армии и добробатов.

Но лучше пусть они, конечно, остаются на своих местах…

Leave a Reply