Здание МИД Украины

Три года позора «Майдана иностранных дел»

Вообще, МИД – это такая общественная организация, периодически выступающая с жуткими по форме и содержанию инициативами. Однако МИД, который министерство, от Майдана отличается мало, и не факт, что в лучшую сторону.

Понятно, что внешняя политика государства определяется не столько МИДом, сколько президентом. И нередко рекомендации МИДа при формировании внешней политики не учитываются. Но в нашем случае не мешает помнить, что президент: а) имеет профильное дипломатическое образование; б) в прошлом возглавлял МИД; в) нынешний глава министерства – один из немногих людей, которых можно с уверенностью назвать членом команды президента.

Так что "Майдан иностранных дел" – обобщенная характеристика внешней политики современной Украины, которая формируется исходя не из потребностей государства и общества, а из идеологических схем, положенных в основу пропаганды.

Итак, каковы же успехи украинской дипломатии? Главный успех – подписание соглашения об ассоциации в той формулировке, которая самим ЕС была уже сочтена невыгодной для Украины и относительно которой начался торг. Кстати, полностью оно до сих пор не ратифицировано, а ЕС, кажется, пришел к консенсусу, что в случае с Украиной ассоциация не является даже первым шагом к полноценному членству. Через некоторое время уже и в команде победителей появилось ощущение, что евроинтеграция происходит как-то не так… В общем, самая даже эпичная "перемога" обернулась "зрадой".

Получение безвизового режима, мягко говоря, затянулось и новости относительно скорого его введения никакого отклика в народных массах не вызывают.

Перечень поражений значительно больше. За три года Майдан иностранных дел успел испортить отношения с:

1. Россией

Справедливости ради надо отметить, что успех Майдана тут незначителен по трем причинам:
Во-первых, современное украинское государство изначально базировалось на отстройке от России (помните – "Украина – не Россия"?), потому конфликт был функцией времени. Причем совершенно независимо от текущей внешней политики самой РФ.

Читайте также:  Президент Порошенко не так плох, как кажется

Во-вторых, роль постмайданной Украины в глобальной политике как раз и состояла в том, чтобы стать агрессивным раздражителем для России (раз уж Грузия в этом качестве провалилась). Ключевой точкой противостояния должен был стать Крым. По косвенным данным там планировался масштабный межнациональный и межгосударственный конфликт, но даже в минимальном его формате напряжение должно было возникнуть нешуточное – при новой власти российский флот обязательно должен был быть выведен в 2017 году…

В-третьих, конфликт с Россией остается уж очень гибридным – война не объявлена, военное положение не введено, блокируются только украинские территории… А украинская армия по-прежнему ездит на российской солярке которую заливают в российские же двигатели (получаемые, например, через Молдову).

2. США

Тут целый комплекс претензий, возникших еще при прошлой администрации. Украина не удовлетворила пожелания американских хозяев ни в проведении реформ (читай – в зачистке территории для транснациональных корпораций), ни в борьбе с коррупцией (читай – в уничтожении национального крупного капитала), ни во внешней политике (читай – во втягивании России в войну).

Ну а при новой администрации прибавилось еще оскорбленное достоинство Дональда Трампа. Мало того, что Украина эффективно вмешалась в избирательную кампанию на стороне Клинтон, так еще и после вступления в должность продолжала создавать проблемы. Непонятно только, как скоро и в каких формах Дональд нанесет ответный удар.

3. Израилем

Украина проголосовала за антиизраильскую резолюцию в ООН. Вообще большой беды в этом нет, ведь выполнялось пожелание более старшего партнера – США. Но даже это пожелание можно было выполнить более аккуратно.

Кроме всего, Украина покрывает участников разного рода антисемитских выходок и профашистских формирований (Белецкий у нас – депутат).

4. Германией

Во-первых, Украина интенсивно стучится во все структуры ЕС и требует безвизового режима, преизрядно всех достав своим попрошайничеством. Это в ситуации, когда Великобритания выходит из ЕС, а Германии уже надоело одновременно подкармливать и считаться со странами Восточной Европы.

Во-вторых, Меркель взялась играть в примирителя и влезла в Минский процесс в качестве представителя США. За ходом процесса могут наблюдать все желающие. Спасает авторитет Меркель только антироссийская пропаганда, которая скрывает от общественности то, что канцлерин не может заставить Порошенко что-то исполнять.

Читайте также:  Скромный юбилей. Моя маленькая Парубиана

По той же причине проблемными являются отношения с Францией – другим членом минского и нормандского форматов.

В-третьих, украинская сторона не нашла ничего лучше, чем оказывать давление (!) на Германию. То Алексей Гончаренко в знак протеста против высказываний немецкого посла разрисует кусок Берлинской стены, то Генконсул Украины в Мюнхене Вадим Костюк заявит, что его ведомство осуждает проявления неуважения со стороны фанатов "Баварии" в адрес украинского игрока Романа Зозули и в адрес "всех патриотов Украины" (особый цинизм ситуации видится ему в связи с тем, что именно в Баварии зародился немецкий фашизм, – похоже, Зозулю и других "патриотов" там должны были на руках носить…).

5. Нидерландами

Тут все понятно – пресловутый референдум об украинской евроассоциации, который принял отнюдь не проукраинское решение, несмотря на целый десант украинских политиков и активистов. Справедливости ради надо сказать, что на официальном уровне конфликта не возникло. В немалой степени потому, что руководство Нидерландов было за утверждение соглашения об ассоциации.

6. Польшей

Отношения с Польшей начали интенсивно портиться еще при Ющенко, благодаря героизации УПА, Шухевича и Бандеры. При нынешней власти процесс даже ускорился.

Это при том, что объективных причин для конфликта нет, более того – иногда Киев совершенно сознательно и во вред себе играет на стороне Варшавы. Например, когда между Россией и Польшей возник конфликт из-за транзитных перевозок, украинские "активисты" очень своевременно начали блокировать российские грузовики, чем усилии переговорную позицию Польши. При этом Польша с Россией договорилась, а вот Украине пришлось столкнуться с ответными санкциями.

7. Молдовой

Украина довольно резко отреагировала на заявления Игоря Додона о Крыме, когда он был еще кандидатом. МИД выразил "непонимание" этой позиции, а в Раде даже предложили объявить политика персоной нон-грата. Тоже, в общем, попытка оказать влияние на результаты выборов и тоже неудачная.

8. Венгрией

МИД Венгрии выразил обеспокоенность законопроектом о государственном языке, который, фактически, отменял действие конвенции о региональных и миноритарных языках, что ограничивает права венгров Закарпатья.

Читайте также:  Год Минска: конец и вновь начало, а затем...

9. Беларусью

Скандал с Жаданом, который украинская сторона раздула и вынудила белорусскую сторону отменить запрет на въезд. Нельзя было ставить Бацьку в позицию слабой стороны, и нельзя было подыгрывать России в конфликте (пусть даже и чисто медийном) вокруг пограничного контроля.

По ситуации на сегодня из соседних стран не охвачены конфликтным потенциалом только Словакия и Румыния. Однако, к Словакии периодически выдвигают претензии по поводу объемов газового транзита и даже о статусе русинского меньшинства (хорошо хоть не на официальном уровне, хотя официально Украина существования русинов не признает). К Румынии особых претензий нет в основном потому, что Румыния – наступающая сторона. Это единственное государство, которое сейчас имеет территориальные претензии к Украине, хотя официально их и не выдвигала.

В общем, на протяжении трех лет внешняя политика сводилась к построению вокруг Украины кольца если не враждебных, то уж точно обиженных государств. И определенные успехи в этом направлении достигнуты – во всяком случае, словосочетание "усталость от Украины" обрело новую жизнь.