Надежда Савченко

Смутный проблеск Надежды. «Перезагрузка» Украины от Савченко

Во вторник 2 августа на пресс-конференции, которую Надежда Савченко дала в Киеве, народный депутат по сути, зачитала свой собственный "революционный" манифест, обратилась к мировому сообществу и вновь объявила голодовку.

Второго августа Надежда Савченко представила свой план "перезагрузки" страны. План интересный, где-то даже – новаторский, и его краткий анализ представляет определенный смысл.

1. Создание самоуправления административных единиц Украины по экономическим принципам выживания и развития инфраструктуры, но не принципам исторических, культурных, религиозных предпочтений.

Савченко о чем-то догадывается и предлагает такой вариант региональной децентрализации, за который бы ее сразу не поволокли в кутузку по обвинению в сепаратизме в форме федерализма. На самом деле, все основания разоблачать ее как сепаратиста есть.

Во-первых, экономически самодостаточные территории значительно более опасны с точки зрения возникновения каких-то сепаратистских поползновений. Тем более, если они самоуправляемы.

Во-вторых, достаточно бросить взгляд на карту экономических районов Украины, чтобы убедиться – они объединены отнюдь не только экономикой, но также историей, культурой (языком), религией и т.п. Естественно, что основанная на историко-культурных основаниях схема была бы более дробной (например, с этой точки зрения нерационально объединять Буковину и Закарпатье с Галичиной), но принципиального противоречия тут все же нет.

Кстати, российские коллеги говорят, что федеральные округа в РФ также представляют собой как раз вот эти самые старорежимные экономические районы.

2. Муниципальная  полиция, следствие и отряды территориальной обороны с правом свободного ношения оружия для всех граждан на местах.

Как правило, в глубоко децентрализованных, тем более – федеративных, государствах полиция как раз муниципальная. Есть и вспомогательные войска на уровне регионов (национальная гвардия в США, которая подчиняется выборным губернаторам – вот где сепаратизм-то!). Ну и свободное ношение оружия.

В общем, этот пункт полностью содран с американской модели.

Читайте также:  Болезнь падучая: о рейтингах первых людей страны

От себя отмечу, что как раз сейчас пошла вторая волна агитации за свободное владение оружием. Первая была в 2014 году (под предлогом всенародного сопротивления путинской агрессии) и запускалась через "патриотов" (кстати, реклама эта, как минимум – в некоторых случаях, была небезвозмездной). Нынешняя волна (под предлогом сложной криминогенной ситуации) раздувается через блоггеров-"ватников" (по косвенным признакам – тоже не просто так). Выводов делать не буду, поскольку темой этой не занимался. Но чует мое сердце, что это "жжж" – неспроста.

3. Суды и прокуратура – местные с утверждением общиной на народных слушаниях кандидатур судей и прокуроров. Народный контроль с судом присяжных. Один всеукраинский суд по делам апелляции в административных и уголовных делах.

Идея выборности судей базового уровня давно уже петляет на периферии украинских политических дискуссий (в 2012 году, например, эту тему выдвигали коммунисты). О выборности прокуроров речь, похоже, ранее не шла. Впрочем, вариант "народных слушаний" выглядит как-то странно, но, в принципе, представить себе такой механизм я могу.

Что имеется в виду под "народным контролем" я не знаю, но, думаю, какое-то объяснение у Савченко есть.

В целом тут тоже возникает впечатление обезьянничанья американского опыта, тем более, что о выборности судей и прокуроров Савченко могла узнать, например, из фильма "Чикаго".

4. Армия: внешняя, внутренняя разведка и пограничники в армии – государственные.

Имеется в виду, конечно, общегосударственные, не относящиеся к самоуправляемым регионам.

5. Законотворческий  орган – народная власть, куда делегируются избранные представители от местных выборов в каждой административной единице Украины по избирательному закону, прописанным в Конституции, и с правом граждан менять представителя в народные рады.

Похоже, имеется в виду та система, которая существовала в СССР на раннем этапе – с вертикалью Советов, где советы более высокого уровня формировались советами более низкого (без прямых выборов).

Насколько такая система функциональна без руководящей и направляющей роли КПСС я не знаю – похоже, не особенно. Ведь даже в СССР, при всей власти Советов, от такой системы, в конечном итоге, отказались.

Читайте также:  Конституция и Порошенко: менять или не менять?

В принципе, таким образом можно было бы формировать одну из палат общенационального парламента.

6. Правительство Украины – нанятые народом в представительстве народного совета специалисты, ученые соответствующих отраслей для выполнения экономически расчетных работ по развитию отрасли без каких-либо подчиненных им министерств.

В чистом виде идея технократического правительства неосуществима. Ну, разве что при полном коммунизме в варианте, описанном в «Туманности Андромеды». И то, там такие органы назывались "академиями", а "советы" осуществляли функции управления все-таки.

В общем, такая система может иметь право на существование, но без управляющей инстанции не обойтись. А уж будет она технократической или политической – не столь важно.

7. Президент Украины – символическая избирательная должность с направлением на внешние отношения, как визитная карточка Украины, лидер нации с полномочиями главнокомандующего в случае войны.

Не очень понятно, как именно его избирать. Судя по полномочиям – прямые всенародные выборы излишни. Избыточная общественная легитимность обязательно вступит в противоречие с ограниченными полномочиями – сами же избиратели будут рассматривать его в качестве апелляционной инстанции во внутриполитических делах.

Можно еще короля избрать. Тоже вариант.

Резюме

Вообще у меня тезисы Савченко вызвали у меня ряд разнородных соображений.

Во-первых, как я уже сказал выше, предлагаемая схема организации власти чуть меньше чем целиком списана с американской модели. Кстати, США – федеративное государство…

Казалось бы – причем тут Медведчук? Патриоты прозорливы. Что-то они таки угадали… Федерализация ведь – проект Медведчука.

Во-вторых, сама по себе эта модель представляется мне малореализуемой. Во всяком случае, представить себе расстановку политических сил в Украине, которая позволила бы пойти этим путем, мне пока что затруднительно.

В-третьих, меня напрягает само название проекта Савченко.

Украинская творческая интеллигенция довольно долго (лет 8) носилась с идеей переучреждения Украины. Переучредили. Страна изрядно похудела и по территории, и по экономике, и по населению. Причем процесс еще не закончен.

Читайте также:  Партия войны, партия мира и… партия Медведчука

Какими могут оказаться последствия еще одной перезагрузки, я даже боюсь себе представить.