Крестный ход

Крестный ход как политический кризис

То, что нынешняя власть воспринимает рядовую, в общем-то, хотя и многочисленную религиозную акцию как политический вызов и даже политический кризис, говорит о том, в каком отношении к ценностям мира и любви находится она сама.

Эмоциональный фон вокруг крестного хода, организованного Украинской православной церковью, такой, что даже у атеистов возникает впечатления присутствия при чуде. Что-то же заставило зашевелиться всех демонов, захвативших души наших соотечественников?

При все при этом ведь акция УПЦ совершенно неполитическая и направлена на установление в стране мира, чем хочет, в общем-то, подавляющее большинство жителей страны (и даже большинство критиков Крестного хода). В чем же дело?

Характер мышления

Начну с экскурса в недалекую историю. В 2014 году я был буквально потрясен довольно диким, хотя и предсказуемым, различием реакции основных христианских конфессий на происходящие в стране события в контексте религиозного праздника.

Итак – Пасха, СМИ демонстрируют фрагменты праздничных поздравлений.

— Предстоятель УГКЦ архиепископ Святослав: "Христос воскрес – воскреснет и Украина".

Я, если честно, ожидал повторения этого глупого и богохульного лозунга от кого угодно, но только не от служителя церкви. Лозунг не выдерживает критики, ни с какой точки зрения. Ни с богословской (я не считаю себя специалистом в этой сфере, но у нас едины в трех лицах Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух; Украины там нет), ни с патриотической (чтобы воскреснуть, сначала нужно умереть, т.е. Украину этим лозунгом заживо хоронят).

— "Патриарх" Филарет: надо отражать агрессию и убивать "сепаров".

Агрессию, конечно, отражать надо, но почему к убийству призывает священник?

— Представитель УПЦ (не помню, к сожалению, кто): надо остановить кровопролитие и подумать о спасении души.

Заметьте, что даже для людей, которые считают себя верующими, собственно религиозной сферы не существует. Существует лишь политика, обращенная в религию.

Читайте также:  Иловайск и информационная война

Соответственно, раз уж Филарет призывает убивать инакомыслящих, значит и владыка Онуфрий должен призывать к тому же. Причем, поскольку он относится к церкви связанной с Москвой, то убивать должен призывать украинцев. Ибо Москва всегда занималась изничтожением украинцев – со времен Андрея Боголюбского (не стоит рассказывать этим персонажам о том, что Андрей Боголюбский был киевским князем и похоронен в Киеве).

Не призывает? Тогда следует мысль, что московский поп хитрый и призывает к убийству украинцев так, что сами украинцы этого не замечают…

В общем, в этой системе мер и весов крестного хода за мир, тем более – как религиозной акции, просто не существует. Только политика, только война. И шок, когда оказывается, что во главе подходящей к Житомиру колонны идут бойцы и командиры 95-й бригады – безусловный объект поклонения для житомирян…

Российское влияние

Мышление таких людей хутороцентрично, то есть: за пределами нашего хутора ничего не существует. И когда оказывается, что центр церкви находится за пределами не только хутора, но и страны, это, опять таки, шок. И ситуацию надо исправлять.

Отсюда пристальное внимание к "киевскому патриархату". Отсюда глубокие мысли типа: "нужна своя церковь, которая будет удовлетворять духовные потребности Украины". Мысль о том, что духовные потребности всех без исключения людей одинаковы, и именно поэтому для Бога не эллина и иудея, просто непонятна.

Нет, у нас особые потребности. Пусть священник благословит нас на грабеж и убийство сепаратистов. Ну и что, что не соответствует христианским ценностям? Пусть будет церковь сатанинская, но – своя.

Впрочем, эта логика распространяется только на Москву. Если центр чего-то находится в Европе, то это совсем наоборот – нам несут высокие европейские стандарты. Поэтому ни греко-католики, ни католики и с десятой частью возмущения, адресованного "московским попам", не сталкиваются.

А вот любая инициатива Православной церкви анализируется с точки зрения интересов и планов Москвы. Во всем видятся "сигналы", свидетельствующие о планах Москвы. То приводится в пример георгиевская ленточка, невесть каким образом попавшая в кадр, и неизвестно как связанная с Крестным ходом. То, без особого напряжения "пропагандой" объявляются иконы с изображением семьи Николая II, почитаемой православными как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских. С этой точки зрения пропагандой можно объявить и Казанскую Божью Матерь – не киевского же письма икона… Не говоря уже о Св. Матроне Московской.

Читайте также:  Победные epic fail Порошенко, или Президент и "окно Овертона"

Кстати, если уж пошла речь о "руке Москвы", то вынужден разочаровать – это вообще не стиль нынешней московской администрации. Она к людям не обращается и работает только с элитами (за что нещадно критикуема оппозицией внутри самой России). В ее духе был бы подкуп священноначалия УПЦ для сохранения единства МПЦ, если бы такой хитрый план вообще имел смысл (большинство священников УПЦ за сохранение единства с материнской церковью).

Поэтому, в частности, бессмысленны разговоры о возможных "провокациях". Хотите, чтобы не было провокаций? Не поддавайтесь…

Но нет, мы раз за разом видим, как недолугие "онижедети" создают "картинки для киселевской пропаганды", устраивая то драки, то стрельбу, то показательные факельные шествия а-ля Германия-1938. Дело всегда не в провокациях, а в людях, которые действуют определенным образом, не задумываясь о последствиях.

Люди и деньги

Если не получается мыслить в сторону политики, мыслят в сторону денег. Логика примерно такая – церковь теряет паству, которая уходит в УПЦ-КП. Церковь теряет средства. Крестный ход нужен, чтобы вернуть внимание и деньги! Бинго!

Ну что тут сказать?

Церковь действительно теряет прихожан. Просто немалая часть украинцев, считающих себя православными, не углубляются в подробности взаимоотношений между Православной церковью и другими организациями, которые так же называются. Ходят в церковь – не по принадлежности, а в ближайшую, или в ту, которая нравится.

Плюс – пропаганда относительно того, что в Киеве должен быть свой патриархат. Поэтому еще в 90-е годы социология показывала значительный перевес количества верных УПЦ-КП над УПЦ. При этом, в основной массе относились они к общинам именно УПЦ. Глубоко эту тему, по-моему, никто не исследовал, но четко определяются или люди воцерковленные, или политизированные. Вот, например, спикер Парубий точно за Киевский патриархат. Даром что сам он – греко-католик.

Я далек от того, чтобы считать всех священнослужителей бессребрениками, которые вообще не задумываются о связи числа верующих и количеством денег. Тем более что связь такая есть. Однако, по нынешним временам, мысль о том, что "большие деньги любят тишину" актуальна как никогда. Был бы в деятельности Православной церкви финансовый расчет – логично было бы сидеть ровно и отправлять капиталы в оффшоры. А то, не ровен час, церковь запретят и деньги отберут. Сомневаться в способности современных украинских властей

Читайте также:  Война и мир - Волкер и Минск(ер)

Логичнее предположить, что церковь отреагировала на требования верующих действительно выступить за мир. Рядовые-то участники Крестного хода точно никаких финансовых прибылей от участия не получат.

"Прибыль" тут совсем другая – духовная. Вот, пользователь ФБ из Донецка Marina Markova пишет: "Крестный ход – это лучшее, что случилось в Украине за два с половиной года. Это сильнейшая позитивная энергетика, это тысячи людей, искренне желающих мира".

Ну а то, что нынешняя власть воспринимает рядовую, в общем-то, хотя и многочисленную религиозную акцию как политический вызов и даже политический кризис – это говорит, скорее, о ее способности контролировать ситуацию в стране, а также о том, в каком отношении к ценностям мира и любви находится она сама.

P.S.: Искренне надеюсь, что правоохранительные органы исполнять свой долг, запланированные радикальными националистами провокации не состоятся и Крестный ход закончится так, как и положено – в мире и согласии.