партии, Верховна Рада

Больше популизмов – хороших и разных. Законотворческая деятельность депутатов 4-8 июля.

Хотя парламент и был заблокирован в течении 2,5 дней, законотворческая работа шла своим чередом. Был зарегистрирован 41 законопроект (4 правительственных) и 50 проектов постановлений.

Это, в общем-то, соответствует прошлой пленарной неделе – 41 законопроект и 55 проектов постановлений.

1. Командир роты батальона «Айдар» (сейчас это, кажется, первично по сравнению со статусом народного депутата или даже прокурора) Игорь Лапин (НФ) зарегистрировал законопроект о недопущении преследования участников АТО.

Проект был связан с арестом начальника штаба «Айдара» Валентина Лихолета (2 июля). Во время обсуждения закона об амнистии (принят 7 июля) он упоминался, но обсуждение не выносился (для чтения в комитет он поступил только 7-го).

Проектом предлагается «понять и простить» всех подозреваемых, обвиняемых и осужденных участников АТО, только если они не совершили следующие преступления: против основ национальной безопасности, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, незаконное проведение исследований над человеком, преступления против половой свободы (изнасилование), операции с поддельными ценными бумагами и деньгами, операции с подакцизными товарами, создание преступной организации, бандитизм, террористический акт, создание террористической организации, содействие осуществлению теракта, финансирование терроризма.

В принципе, такой закон может быть принят, но, похоже, что Лапина подвело желание сделать законопроект законоподобным – большинство преступлений-исключений вполне себе совершались немалой частью АТОшников. Думаю, при наличии государственного заказа и гарантий безопасности, любой грамотный юрист докажет, что «Айдар» или «Донбасс» (во всяком случае – на момент создания) были террористическими организациями.

2. Группа депутатов внесла законопроект о коммерческом учете коммунальных услуг.

В соответствии с проектом до 1 октября 2018 года все дома должны быть оборудованы узлами учета тепловой энергии и воды. Заниматься этим должен оператор предоставления соответствующих услуг.

Читайте также:  Доделки и переделки (законотворческая деятельность депутатов 18-22 июля)

Социально-экономическое обоснование в законопроекте традиционно отсутствует, поэтому непонятно, имеется ли техническая возможность установки такого количества домовых приборов учета, не говоря уже о финансовой стороне дела, особенно – на фоне роста задолженностей населения. Скорее всего, установка домовых приборов учета будет включена в коммунальные платежи (и так нереальные).

3. Александр Вилкул (ОБ) внес законопроект о повышении минимальной заработной платы.

Законопроект предполагает внесение изменений в ряд законодательных актов в соответствии с нормами ЕС. Основной смысл – гарантировать своевременный перерасчет прожиточного минимума (с учетом различных платных услуг и налогов) и своевременный пересмотр минимальной заработной платы.

Вообще манипулирование минимальной зарплатой совершенно не обязательно повышает социальную защиту. Чистую «минималку» получает ее не так уж много людей, зато она используется при расчете, например, штрафов. Куда важнее введение нормы о принятом в ЕС отделении установления прожиточного минимума от бюджетного процесса и введения принципа «тарифной автономии» при заключении коллективных договоров и трудовых соглашений.

4. Сергей Алексеев и Дмитрий Белоцерковец (оба – БПП) предложили восстановить старую норму закона о Киеве, в соответствии с которой главой КГГА назначается председатель Киевсовета.

При Януковиче, в порядке борьбы с Леонидом Черновецким, должности главы Киевсовета (всенародно избираемого и, потому, практически неустраняемого с должности) и главы Киевской администрации были разделены. Формально Конституция это позволяет, более того, в Севастополе, например, по сей день (☺) должности разделены. Возвращение старой формулировки уравнивает киевлян с жителями других городов, которые имеют возможность избиратель городского голову.

5. Вадим Рабинович предложил осуществлять ремонт помещений Верховной Рады за счет личных средств народных депутатов.

С одной стороны, как бы все логично – ремонты государственных объектов всегда были источником злоупотреблений (вспомним легендарный, но сейчас уже основательно забытый ремонт дворца «Украина»), в то время как школы действительно ремонтируются за счет родителей.

Читайте также:  Либерализация и расслабуха. Законотворческая деятельность депутатов 21-24 июня

С другой стороны, идя путем такого популизма мы придем к опыту Нигерии, где одно время вообще не платили зарплат чиновникам на том основании, что они все равно берут взятки.

6. Александр Урбанский (БПП) и Павел Унгурян (НФ) предложили не распространять действие закона о публичных закупках на закупки в ходе осуществления противоэпидемических мероприятий в случае, когда эпидемия уже началась (по итогам Измаила).

На самом деле «борьба с коррупцией» превратилась в Украине в религию. Требования антикоррупционного законодательства включаются куда угодно, в результате чего, например, почти полгода не финансировалась война на Востоке (представьте себе во время Второй Мировой блокирование эшелона танков на том основании, что не соблюдены требования антикоррупционного законодательства…). Самое интересное, что коррупции меньше не становится.

7. Об изменении границ районов

В Раду внесено несколько проектов постановлений об изменении границ районов в Донецкой области. Особенно меня впечатлило предложение передать село Зайцево из состава Горловки в Никитовский район, поскольку в Горловке не работает казначейство и село не получает денег, что может привести к гуманитарной катастрофе. То, что Зайцево ежедневно фигурирует в сводках боевых действий, к гуманитарной катастрофе, очевидно, не ведет и депутатов не смущает.

9. Декоммунизация

- Сергей Каплин предложил переименовать город Комсомольск из «Горишних плавней» в Святониколаевск.

Предложение понятное, но декоммунизаторы уже развернули кампанию вокруг «Горшних плавней» как символа декоммунизации, и вряд ли пойдут на попятную.

- Предлагается переименовать Кировоградский район в Кропивницкий (очевидно, вопрос с названием города решен и пересматриваться не будет).

- Также переименовывается несколько населенных пунктов, не переименованных ранее.

По-прежнему переименование осуществляется в соответствии с законом о декоммунизации, срок действия которого в части переименований давно закончился, т.е. – этот закон имеет обратную силу. Учитывая удивительное свойство данного законодательного акта можно было бы попробовать что-то переименовать задним числом. Например, постановить, что Днепропетровск никогда не назывался Днепропетровском.

Читайте также:  Быхальцохивка на Днепре. Пленарная неделя Верховной Рады 17-20 мая

КСУ