Пустой зал Верховной Рады

Медленно и методично навстречу досрочным выборам в Раду

В последнее время в Киеве вновь заговорили о возможности проведения досрочных парламентских выборов осенью этого года. Рассмотрим, насколько это реально и как они могут выглядеть.

Аргументы "за"

В первую очередь важно то, что нынешний состав парламента президента категорически не устраивает – он малоуправляем и не соответствует роли президента в стране. Достаточно понимания того, что коалиция в нынешнем парламенте нефункциональна (она так и не приняла ни одного решения своими голосами), да к тому же и состав ее подозрителен – сохраняется унизительное "партнерство" с "Народным фронтом", фактически не имеющим рейтинга.

Президенту удалось создать исключительно выгодные условия для проведения выборов.

Ему удалось протащить изменения в Конституцию относительно судебной системы и назначить своего Генпрокурора. Теперь суды, на совершенно законных основаниях, завязаны на него.
Ему, по-видимому, удастся взять под контроль Центризбирком. Во всяком случае, поданные им кандидатуры создают именно такое впечатление, а факт прохождения через Раду конституционных изменений (со всеми их рисками) свидетельствует в пользу способности протащить этот список.

У него, по-видимому, будут возможности "отредактировать" и следующий состав Рады – не допустив принятия чисто пропорционального закона и отменив закон "о партийной диктатуре", позволяющий партиям менять свои списки после выборов. Кстати, законопроект, который позволит президенту это обеспечить, зарегистрирован в Раде "еврооптимистами", которые голосуют самостоятельно и часто – против позиции президента. Причем законопроект их назван по принципу "законного ожидания" – рекомендуемого Венецианской комиссией запрета на внесение изменений в избирательное законодательство менее чем за год до выборов…

Ну и, в конце концов, в США осенью выборы и им будет не до вмешательства в украинские дела.

Аргументы "против"

Аргументы против досрочных выборов, как ни парадоксально, те же самые.

Рада плоха, но лучшую взять неоткуда – социология свидетельствует об ухудшении отношения к президенту (по данным Украинского института будущего в числе виновных в нынешнем кризисе первое место занимает президент с почти 40%) и росте поддержки Юлии Тимошенко (в исследованиях КМИС и центра им. Разумкова, опубликованных в мае-июне, "Батькивщина" находится на первом месте, а БПП может даже пропустить на второе место "Самопомощь" или "Оппозиционный блок").

Читайте также:  Порошенко обратился к людям: и снова война

Мало создать законодательные условия для контроля над судебной системой – надо ведь и реализовать их на практике. Юристы же в команде Порошенко так себе, а Луценко и вовсе не юрист (занимательно, что известный пропрезидентский блоггер Олег Пономарь ежедневно радуется успехам нового Генпрокурора, но не пишет, в чем они состоят).

На фоне слухов о приближающихся выборах депутаты могут не проголосовать за новый состав ЦИК и выгодные президенту законы. Им ведь тоже идти на выборы. К тому же есть основания полагать, что "Народный фронт", например, на выборы идти не очень-то хочет – его рейтинги колеблются где-то в районе статистической погрешности, а фракция довольно большая и принять без нее что-то важное не получится. Учитывая, что "Батькивщина", напротив, хочет досрочных выборов, может получиться неприятная ситуация, когда выборы есть, а выгодная президенту конфигурация в ЦИК отсутствует.

Ну и, в конце концов, не следует считать, что США не в состоянии проводить какую-либо последовательную политику во время выборов, что политика США радикально меняется в зависимости от того, какой кандидат победит, и что у США не хватит прямых или косвенных (через европейских партнеров) ресурсов, чтобы убедить украинскую администрацию в нецелесообразности резких телодвижений.

Другое дело, что тут остается непонятным – насколько вероятные намерения Порошенко провести досрочные выборы расходятся с планами США? Как представляется, сейчас-то как за США не особенно против досрочных выборов – их гораздо больше интересует вопрос выполнения минских соглашений.

Фактор Минска

При разборе вероятных выборов самую важную роль играет фактор Минска, а точнее – принятие или непринятие изменений в Конституцию относительно децентрализации.
Порошенко может попытаться донести до США ту, достаточно очевидную, истину, что провести децентрализацию через нынешний парламент невозможно, а, значит, нужны досрочные выборы. Это вполне может оказаться правдой (сопротивление "децентрализации" действительно сильное), но непонятно, насколько США склонны доверять Порошенко. Опять же, проведение досрочных выборов осенью почти наверняка выводит завершение минского процесса за временные рамки президентства Обамы и, вполне вероятно, обесценивает сам этот процесс (новая администрация наверняка будет искать какой-то иной путь выхода из кризиса).

Читайте также:  29 января: напряженный день президента

"Динамо" Минских соглашений определяет довольно простую, но не слишком выгодную президенту повестку дня, в основе которой будут новые коммунальные тарифы. Как раз в тот момент, когда люди получат первые платежки и слегка ох… нут.

Похожий сценарий будет и в том случае, если Порошенко попытается протянуть конституционные изменения, а они будут провалены и роспуск парламента будет следствием отказа от проведения реформы и, в частности, реализации Минска.

На самом деле вопрос Минска раскалывает украинское общество – войны, по большому счету, мало кто хочет, а вот выполнения Минских соглашений большинство не хочет точно. Так что оппозиция будет педалировать тему того, что Раду распустили за то, что она не дает президенту капитулировать перед Москвой и требует навести порядок в коммунальных тарифах. Картина, в общем-то, получается еще менее однозначной.

Возможен вариант проведения выборов уже после того, как Рада примет изменения по децентрализации. Тут возможны два подварианта.

Если президенту удастся представить принятие реформы и подвижки в деле реализации Минских соглашений как "перемогу" (есть основания надеяться, что контролируемый США менеджмент СМИ ему в этом поможет), то позиция президента будет достаточно сильной. Даже рост тарифов можно будет представить как легко решаемую, на фоне достижения мира, проблему (кстати, поскольку тарифы никак не обоснованы, то снизить их можно). Кроме того не надо забывать, что по "децентрализации" президент получает значительные возможности контроля над местной властью и самоуправлением, а значит админресурс будет особо впечатляющим.

вот если президент утратит инициативу в информационной войне (что тоже вероятно – США он мог порядком надоесть), то выборов может и вовсе не случиться – о возможности мятежа радикальных националистов говорят с момента установления нынешней власти.

Резюме

В общем, возможности для проведения досрочных выборов довольно высоки, но и риски, особенно – в связи с возможностью проигрыша, также немаленькие. Тут многое будет зависеть от того, считает ли президент риски значительными и готов ли рисковать в принципе. По опыту Порошенко предпочитает медленную и методичную работу по укреплению своих позиций, но на каком-то этапе количество изменений должно перейти в качество (как это уже было во время принятия судебной реформы).