Децентрализация и сепаратизм

Децентрализация и сепаратизм – пытаемся найти отличия

Предложения областных советов относительно введения договорных отношений с правительством ни в коем случае не заменяют конституционные изменения, зато создают вполне убедительную видимость народной воли.

Несепаратистский сепаратизм

На фоне возвращения Савченко и обострения ситуации на Донбассе почти незамеченными оказались инициативы Одесского, Кировоградского и Житомирского областных советов относительно введения договорных отношений с правительством.

Само по себе это очень странно, ведь такого рода предложения – самоочевидный сепаратизм. Однако о роспуске соответствующих облсоветов и проведении АТО речь не идет. Что удивительно, зимой точно также не были предприняты никакие меры против Киевского и Черкасского облсоветов, которые предложили ввести выборность губернаторов.

Президент тогда ограничился заявлением о том, что "во-первых, это прямой путь к федерализации, которой я не допущу. Во-вторых, у нас был подобный опыт в начале 90-х годов, и мы помним, к чему это привело". Между тем, мы еще со времен Ющенко знаем, что федерализм это сепаратизм и, соответственно, реакция должна была бы быть еще более жесткой, чем на Донбассе (речь ведь идет об инициативе легитимных органов регионального самоуправления, а не вооруженных "гражданских активистов").

Отсутствие логичной реакции со стороны центральной власти – не единственная странность нынешнего выступления "сепаратистов".

Состав выступающих за усиление самоуправления регионов достаточно своеобразен – только одна из этих областей (Одесская) имеет имидж "сепаратистской". Остальные – вполне добропорядочные, сделавшие свой вклад и в Майдан, и в АТО. Дружненько голосовавшие за президента Порошенко в 2014 году.

Соответственно и состав избранных в прошлом году облсоветов не допускает каких-то сепаратистских телодвижений.

Даже в Одесской области из 84 депутатов 23 представляют "Оппозиционный блок", 22 – БПП, 12 – партию мэра Одессы "Доверяй делам", 11 – "Батькивщину", по 8 – "Возрождение" и "Наш край". Теоретически, если всех экс-регионалов записать в "сепаратисты" (что, конечно, даже близко не соответствует действительности) у них большинство есть. Но СМИ сообщают, что состав проголосовавшей "коалиции" был совсем другой – из 48 голосов большую часть дали "Батькивщина", БПП и "Доверяй делам", а не ОБ, "Возрождение" и "Дд", как можно было бы ожидать.

Читайте также:  Скверный анекдот. "Письма Суркова" и деградация украинской политики

Кстати, насколько можно понять, только в Одесской области есть раскрученная в медиа-пространстве напряженность между губернатором и облсоветом. Возможно, именно это подтолкнуло депутатов не вполне благонадежного региона к такому шагу.

Опять же, для нас привычно, что с "сепаратисткими" инициативами выступают регионы, являющиеся бюджетообразующими. Например, Донецкая область даже в прошлом году (т.е., в условиях АТО и потери значительной части территории, включая областной центр) оставалась одним из "спонсоров" бюджета. Так вот сейчас из регионов-"спонсоров" отметилась только Киевская. Остальные – получают из бюджета больше, чем отдают.

В ходе обсуждения всех этих странностей в Facebook директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дьяченко написала: "Во-первых, это свидетельство провала изменений в Конституцию о децентрализации. Во-вторых, провал бюджетной децентрализации – налоги на места отдали, потом забрали". Впрочем, президент, похоже, еще до конца не отказался от принятия соответствующего проекта и инициативы облсоветов – способ предупреждения его принятия.

Очертания нового централизма

1. На самом деле региональные элиты менять Конституцию не собираются – их нынешняя ситуация полностью устраивает.

Что нужно элитам? Гарантий от проведения невыгодных для них реформ. Они хотят, чтобы: а) им не мешали "пилить" централизованные бюджетные субсидии; б) их не заставляли отвечать перед гражданами за результаты своей деятельности; в) с ними согласовывались кадровые назначения (причем – не только губернаторов).

Для этого действительно вполне достаточно заключения соглашений с Киевом.

2. Инициативы регионов выгодны президенту в плане выполнения Минска. Конечно, предложения областных советов ни в коем случае не заменяют конституционные изменения, зато создают вполне убедительную видимость народной воли – мы не хотим конституционной децентрализации, мы хотим договоров с правительством. И попробуйте оспорить – это демократия.

3. В дальнейшем тема децентрализации будет использоваться для внутриполитической борьбы. Например, анализируя предложение Киевского облсовета о выборности губернаторов Михаил Погребинский и Руслан Бортник указали, что инициатором выступила фракция "Батькивщина", находящаяся в оппозиции и к губернатору, и к президенту.

Читайте также:  Великий день Порошенко: фига в кармане, безвиз за пазухой

Самое же главное состоит в том, что Порошенко может поругаться с региональными элитами и это сильно подорвет его власть. Порошенко может найти общий язык с региональными элитами и это укрепит его власть (но не настолько, чтобы Госдеп не мог бы его смести не слишком большим Майданом). Государственная идеология от этого не меняется. Украина все равно остается антироссийской.