Праздники и будни

Праздники и будни: из объятий советского прошлого в лоно церкви

На днях Киевский международный институт социологии опубликовал данные исследования, посвященного праздникам, которые отмечают граждане Украины.

Самыми популярными официальными праздниками, согласно опросу Киевский международный институт социологии, сейчас являются: Пасха – 81%, Рождество Христово – 78%, Новый год – 74%, Международный женский день – 37%, День Победы – 35%, Троица – 34%, День Независимости Украины – 20%. Наименее популярные официальные праздники украинцев: День международной солидарности трудящихся (7%) и День Конституции (5%).

В 2013 году наилучшее отношение было зафиксировано к Пасхе (83%), Новому году (81%), Рождеству (79%), 8 марта (49%), 9 мая (40%) и Троице (36%). Наименее популярными официальными праздниками оказались День независимости (12%), День международной солидарности трудящихся (10%) и День Конституции (4%).
В сравнении с 2011 годом значительно уменьшилось количество тех, кто считает любимым праздником День победы (с 50% до 40%), однако улучшилось отношение к 8 марта (с 37% до 49%) и Новому году (с 77% до 82%).

Насколько можно судить по опубликованным данным, отношение к религиозным праздникам колеблется несущественно, что можно расценивать как прочность их положения. Колебания отношения к советским, но сравнительно невинным праздникам (Новый Год и 8 марта) значительно более существенны. А в отношении уж чисто советских (по идеологическому наполнению, а не по происхождению) праздников – 1 и 9 мая, – наблюдается тенденция к затуханию. Интересна тенденция Дня независимости, интерес к которому растет, но находится он, все же, в конце списка.

Безусловно, то, что восприятие праздников очень существенно отражается на самоощущении людей, их "бытовой идеологии". Картина у нас получается примерно следующая.

Рост интереса к религии был следствием отказа от коммунистической идеологии. Однако связь между интересом к религии и празднованием православных праздников на самом деле не прямая. Собственно, хотя в Конституции у нас и написано, что церковь отделена от государства, именно государство и внедряло церковные праздники – сначала личным примером руководителей государства, а потом и путем введения выходных ПОСЛЕ церковных праздников (видимо, намекая на необходимость опохмела). Важным направлением внедрения православных праздников была школа (отделенная от церкви). Сейчас уже, например, дети спрашивают родителей, как они праздновали Николайчика и родители, бывают, отвечают (особенно интересные подробности вспоминаются в случаях, когда родители в детстве о Николайчике знать не знали, а это абсолютное большинство людей, живших в советские времена).

Читайте также:  Пособие Порошенко: как превратить позорное поражение в славную победу

Следствия навязывания церковных праздников были многообразны. Духовность населения (чтобы под этим термином не имелось в виду) не поднялась, но были в значительной степени вытеснены советские ценности. Вообще государство полагает, что ему выгоднее иметь верующих граждан, поскольку они менее склонны что-то требовать от него и более атомизированы (к Богу каждый обращается индивидуально). Однако, по большому счету, это суждение неверное – революцию 1917 года произвели люди, регулярно посещавшие церковь и соблюдавшие посты.

Падение авторитета советских праздников также во многом связано с государством – и дело тут не только в отсутствии административного ресурса, а в целенаправленном снижении их уровня.

1 мая остался праздником профсоюзов и левых партий. Первые авторитетом не пользуются, поддержка вторых – снижается. Самое же главное – государству этот праздник совсем не нужен. Ну, какая может быть "солидарность трудящихся" в государстве победившего олигархического капитала? Кстати, совпадение очередного роста цен на газ для населения с Первомаем можно расценивать как удачный троллинг со стороны власти – народ, который гордится свержением Януковича, оказывается неспособен сколько-нибудь убедительно выступить в защиту своих жизненных интересов. Недаром отвергли солидарность и Ленина в пользу "гидности" и Бандеры.

9 мая был унаследован от СССР как день уважения к ветеранам и должен был вообще сойти на нет. В монополярном мире, где Гитлера победили американцы, спасая рядового Райана, места Дню Победы нет. Тем более ему нет места в Украине, где премьер говорит о нападении СССР на Германию и Украину, а в Раде регистрируются проекты постановлений о праздновании годовщины Акта восстановления Украинского государства (пункт 3 Акта гласит: "Вновь создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа ГИТЛЕРА создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации").

Однако, после победы Майдана празднование 1 и 9 мая, а также день скорби 2 мая стали уже определителем политической позиции. Скорее всего, тенденция к снижению численности сторонников этих праздников несколько замедлится. Часть людей, готовых отмечать эти дни будет умирать, часть – выезжать. Скорее всего, лет через 10-15 число людей, знающих, что именно празднуется 9 мая, будет меньше, чем тех, кто сейчас считает этот праздник важным.

Читайте также:  Как высиживают проблемы. К 25-летию чрезвычайного положения в Чечне

Украинские праздники особой поддержкой, как видно, не пользуются, хотя поддержка Дня Независимости пошла вверх. День Свободы, день государственного флага и другие подобные даты в социологических данных не зафиксированы, да люди их и не помнят.

Есть, правда, определенная группа памятных дат, праздниками в собственном смысле слова не являющихся, но играющих важную роль в самоосознании украинцев. В первую очередь это день памяти жертв голодоморов, в меньшей степени – день аварии на ЧАЭС (эта катастрофа, впрочем, уже сейчас находится за пределами сознания большинства украинцев – страна стремительно скатывается в статус нищей "аграрной сверхдержавы", люди просто теряют представление о том, что такое атомная электростанция и зачем она вообще нужна). Другое дело, что строительство нации с опорой на геноцид – занятие не самое здоровое. Ссылка на опыт евреев не слишком удачная – у них ведь тысячелетняя история больших и малых Холокостов.

Впрочем, отражение российской агрессии дало основание для создания подлинно народных праздников, в основе которых находится позитивный посыл – победа. В этом отношении интересной является инициатива Игоря Мосийчука о признании праздником годовщины событий 2 мая в Одессе. На самом деле это ведь действительно был переломный момент – 2 мая, по сути, была остановлена "Русская весна" (во всяком случае – ее условно мирная составляющая), а внутренний конфликт был ограничен Донбассом. Распад Украины, казавшийся неминуемым, был остановлен. Так что это безусловная победа.

Конечно, некоторую странность этому празднику придает то, что речь идет, по сути, о зверской расправе над беззащитными людьми (впрочем, немалая часть граждан верит в то, что в Доме профсоюзов было оружие, и вообще – "они сами себя сожгли"). Но других вариантов немного – в тех случаях, когда украинские добровольцы и армия сталкивались с вооруженным противником, получался Крым, Изварино и Иловайск. Конечно, бои в Донецком аэропорту и Дебальцево считаются эпическими победами украинских киборгов, но просьба предъявить ДАП и Дебальцево будет выглядеть немножко некорректной. Так что дешевле вместе с годовщиной Одессы праздновать подвиги украинских ополченцев в Бабьем Яру и на Волыни.

Читайте также:  Скоропадский и… Янукович: исторические аналогии

В общем, новой стране – новые праздники. Причем эти новые праздники будут уже не номенклатурно-государственными, а народными и будут иметь в основе позитивный стержень. Сохранятся, конечно, и религиозные праздники, в которых будет проявляться духовная история украинского народа. Праздники же, имеющие советскую историческую составляющую (включая даже Новый Год) окончательно отойдут в прошлое.