Гройсман и Порошенко

Невыученные уроки СССР: Гройсман начал перестройку

Владимир Гройсман впервые обратился к украинцам в качестве премьера. Он пообещал быстрые и качественные изменения, быть все время в диалоге и, соответственно, обратился к гражданам с просьбой давать идеи, предложения и советы.

Что такое "ускорение" мы помним. Ну не все, а те, кто застал горбачевскую перестройку и прочее новое мышление (с ударением на букву "ы"). Режим диалога же, как я понимаю, является аналогом "гласности". То, что ускорение и гласность немного противоречат друг другу, стало понятно еще тогда.

Ускорение имеет смысл, когда общая стратегия определена и вокруг нее сложился определенный консенсус. От простого, линейного ускорения тогда перешли к перестройке. Гласность, разумеется, задумывалась как органическое дополнение – способ мотивировать людей к более активному участию в процессах, с тем, чтобы граждане доносили об участках, где не получилось ускориться или которые не перестроились, и имели возможность видеть реальные плоды своих действий. Однако гласность очень быстро вышла из-под контроля, и под вопрос начала ставиться та самая стратегия, вокруг которой вроде бы был консенсус. И вот тут все посыпалось.

У Гройсмана ситуация даже еще хуже, чем у Горбачева. Советский режим был, по крайней мере, суверенен и мог позволить себе самостоятельно определять стратегию. Украина таких преимуществ лишена.

Президент Порошенко, выступая перед депутатами 14 апреля, четко обозначил, что правительство Гройсмана будет руководствоваться фактически программой Яценюка, основанной на "рекомендациях" МВФ и соглашении об ассоциации с ЕС. Т. е. стратегия определена без украинцев.

Естественно, рекомендации и соглашение можно выполнять разным образом, поэтому определенный "люфт" в тактических решениях у правительства есть. Порошенко как раз и пообещал воспользоваться этой возможностью, задекларировав переход от политики затягивания поясов к политике их отпускания (собственно, ее реализацию начал еще Яценюк, повысив минимальные пенсии).

Читайте также:  Перевыборы становятся реальностью

Политика гласности тут не то чтобы нецелесообразна (какая-то обратная связь между правительством и гражданами должна быть, особенно после Яценюка, который бравировал своими обрушившимися рейтингами), но непонятно, куда ее приложить.

Стратегию обсуждать нельзя – евроинтеграция и выполнение требований МВФ безальтернативны еще со времен Януковича. Другое дело, что многие решения, не затрагивающие основу стратегии (вроде нормализации отношений с Россией), напрашиваются сами по себе. Но будет ли получено разрешение на их реализацию со стороны "Вашингтонского обкома", тоже непонятно.

Тактику обсуждать можно, но премьерство Владимира Борисовича было анонсировано еще в позапрошлом году (он мог бы стать премьером по итогам парламентских выборов 2014 года). Логично предположить, что у него давно уже есть определенная программа, и вносить в нее изменения по инициативе общественности он не будет.

Зачем же потребовалась эта инициатива – бесполезная, а то и вредная?

Возможно, конечно, из-за недоусвоенности опыта Горбачева – чисто для поиска частных проблем, которые можно решить во имя всеобщего счастья.

Однако, думается, Владимир Борисович вовсе не так глуп. Скорее всего, он отдает себе отчет в том, что коалиции у него нет, вся нынешняя конструкция украинской власти непрочна и вызывает отчетливое раздражение у США. Логично ожидать, что уже осенью на повестке дня будет вопрос о досрочных парламентских выборах, и к этому моменту  премьеру потребуется уже отработанная с участием общественности предвыборная программа. Ну и заработанные в ходе ее обсуждения имиджевые очки.

Замечу, что на прошлой неделе Юлия Тимошенко зарегистрировала в Раде законопроект о налоговом суверенитете и оффшорных компаниях, который подлежит широкому общественному обсуждению. Казалось бы, вполне краткоживущий проект, увязанный с "панамским скандалом". Однако, думается, тут все сложнее – проект совершенно определенно ставит под вопрос возможность полноценной интеграции Украины в ЕС и критически оценивает оффшорную практику США и Великобритании. Похоже, это долгосрочная стратегия игры на усилившихся евроскептических настроениях и претензиях Украины к Великобритании, пригревшей капиталы Януковича (ой – уже Порошенко), и США, которые не дали "джавелиния" для отражения "российской агрессии".

Читайте также:  Выборы на Донбассе: поиск пятого угла из трех возможных

Только, похоже, США особенно не будут размениваться на соблюдение демократических процедур и заменят "банду Порошенко" очередным Майданом. Особых усилий для этого не надо. Тимошенко, в отличие от Гройсмана, будет иметь иммунитет (ей выдали на воспитание госдеповского "мальчика" Наливайченко – политически бесперспективного, но без лести преданного экс-главу СБУ).

Так что "гройсмановская перестройка" вполне вероятно будет реализована по схеме советского анекдота – через последующие перестрелку и перекличку…