Иван Миклош

Иван Миклош: организовать геноцид и на этом заработать

В последнее время рассматривается возможность назначения гражданина Словакии, советника министров финансов и экономики Ивана Миклоша на пост министра финансов.

Ради Ивана Миклоша готовы принять изменения в законодательство, которых не удостоилась гражданка США Наталья Яресько – возможность для министра не принимать гражданство Украины.

Между тем, сам по себе Иван Миклош – сильнейший вызов для Украины, который страна, кажется, не готова осознать, не то, чтобы на него ответить.

Частный вопрос: национальность

По национальности Миклош – подкарпаткий русин. В Словакии эта группа признана национальностью и имеет автономию. В Украине, однако, русины отдельной национальностью не признаются и считаются "просто" украинцами. Сама русинская идентификация считается сугубо политической.

Таким образом, с назначением Миклоша возникает легкая неоднозначность – русинов мы не признаем, запись в паспорте не разрешаем, а вот Миклоша не только признаем, но даже и разрешаем ему стать министром. Будет просто удивительно, если русинское движение в Закарпатье не воспользуется таким шикарным информационным поводом.

Правда, сколько-нибудь заметный скандал возникнет только в том случае, если на своей национальности будет настаивать сам Миклош.

Украинская сторона либо не заметит, либо сделает вид, что так и надо. Например, в украинской Википедии написано, что Миклош родом с Лемковщины (это — правда) и имеет "украинское русинское происхождение" (это примерно то же, что написать "украинское польское происхождение").

Вообще же национальное самоопределение закарпатцев – отдельная тема, полная "открытий чудных". Помню, как однажды меня потрясла местная дама словами: "Я хорошо отношусь к русинам. Мои родители были русины. Дед с бабкой были русины. А я – украинка". Так что разговоры о политической основе национальной самоидентификации в регионе не лишены оснований – при наличии внешнего давления закарпатцы готовы признать себя хоть марсианами, лишь бы их оставили в покое. Ну, или дали пост министра.

Читайте также:  Тяжелая судьба закона об особом статусе Донбасса

Популярный непопулярный реформатор

Соня Кошкина назвала Миклоша "легендарным словаком". "Легендарность" Миклош приобрел за счет того, что эффективно проводил непопулярные реформы.

Вообще проведение непопулярных реформ – несложное искусство. Главное – старательно выполнять "рекомендации" МВФ не задумываясь о последствиях. Именно этим искусством украинские политики обладают в сравнительно малой степени – им ведь здесь жить, им продолжать политическую карьеру, им развивать свой бизнес. Поэтому приглашение "варягов", которым наплевать на будущее "этой страны" – жизненная необходимость с точки зрения проведения реформ.

Опять же, при внешней схожести реформ, последствия их бывают разными.

В Словакии реформы правительств Микулаша Дзуринды, в которых Миклош был вице-премьером и министром финансов, привели к избавлению от неэффективных банков и промышленных предприятий. После того, как все интересные активы перешли в собственность европейских и транснациональных корпораций, Словакия была с легкостью принята в ЕС и НАТО, утратив вместе с экономическим также политический и военный суверенитет. Присоединение к ЕС существенно сгладило последствия проводившихся Миклошем реформ.

Ситуация в Украине существенно иная.

Во-первых, Украину никто не собирается принимать в ЕС в обозримой перспективе. Даже если бы дело было не так, то сейчас ЕС находится в состоянии гораздо худшем, чем в 2004 году, а сама Украина намного больше Словакии.

Во-вторых, мировой и украинский кризис в принципе исключают возможность получения хоть какой-то выгоды от распродажи промышленных активов.

В-третьих, надо понимать, что цели США и ЕС в отношении Словакии и Украины существенно разные. Словакия рассматривалась как территория, на которой расположены интересные активы и которую недорого содержать, чтобы обеспечить эффективную работу этих активов. Украину же содержать дорого, да и вообще, как обозначил Обама, это территория интересов России, а это значит, как минимум, что вкладываться в ее развитие не надо. Как максимум – нужно создать территорию постоянного кризиса у границ России, путем реализации тактики выжженной земли. Очень хорошо в эту концепцию укладывается идея посла Джеффри Пайетта о создании "аграрной сверхдержавы" с населением в 10 миллионов человек…

Читайте также:  Как выживать будем? Неделя промышленности и "свой путь"

В общем, "легендарный словак" вполне может оказаться  высококвалифицированным организатором геноцида. И не потому, что он такой плохой, а просто потому, что он эффективный реформатор…

Почему Миклошу важно сохранить гражданство

Возникает впечатление, что Иван Миклош боится ответственности.

Во-первых, он, похоже, догадывается, что последствия непопулярных реформ в Украину будут действительно непопулярными. И выяснять, как именно будут относиться украинцы к их "кормчему", ему совершенно не хочется.

Во-вторых, как известно еще с 90-х, непопулярные реформы не для всех одинаково непопулярны. Тут можно вспомнить раскопанную Русланом Бортником кличку "Ваня 25%" (сравните с российским "Мишей 2%" и сделайте поправку на масштаб страны). Можно вспомнить и операцию "Горилла", в ходе которой словацкие спецслужбы выявили тесные партнерские отношения между представителями крупного бизнеса и чиновниками правительства Дзуринды. В общем, не исключено, что помимо проведения реформ Миклош собирается еще немножечко шить…

Организовать геноцид и на этом заработать – интересная концепция. Король Конго (а по совместительству – Бельгии) Леопольд аплодировал бы стоя. Высокий европейский стиль.

Впрочем, последний момент может оказаться светлым пятном в его биографии. До сих пор именно тесные коррупционные связи между властью и украинским крупным бизнесом не позволяли нашей стране до конца пройти путь радикальных экономических реформ и превратиться в выжженную пустыню.

Leave a Reply