Верховна Рада

Экономика, социалка и наркотики. Законотворческая деятельность депутатов 25-29 апреля

Хотя неделя была непленарной, она оказалась достаточно продуктивной в части законотворчества. Было подано 39 законопроектов (на прошлой, пленарной, неделе – 51), из них 9 предложены КМ. Также подано 32 проекта постановлений (28).

1. Комитет по налоговой и таможенной политике во главе с Ниной Южаниной (БПП) предложил изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, посвященные развитию индустриальных парков. Разработка проектов обосновывается исполнением коалиционного соглашения.

Предполагаемые льготы довольно существенны.

В налоговой сфере предполагается на 5 лет облагать прибыль налогом в 0%, а в следующие 5 лет – 50% от базовой (сейчас – 9%); предоставить возможность рассрочки на 5 лет НДС на операции по ввозу оборудования и комплектующих; предоставить местному самоуправлению возможность устанавливать льготы по налогам на недвижимость и земельному налогу.

В таможенной сфере предполагалось установить сферы применения и перечень неподакцизного оборудования и комплектующих, которые ввозятся без оплаты таможенных платежей.

В принципе смысл в этих проектах есть, поскольку в ходе местных выборов 2015 года создание индустриальных парков обещалось чуть ли не во всех областях. В некоторых регионах создание таких объектов продвинулось довольно далеко (например, в Житомире еще до начала избирательной кампании была подготовлена вся документация, вопрос был только в поддержке инициативы горсоветом).

Другое дело, что ключевые моменты инвестиционной привлекательности Украины – не налоговые и таможенные льготы в индустриальных парках, а стабильность законодательства, защищенность права собственности и общеполитическая предсказуемость. Ничем таким современная Украина похвастаться не может. Впрочем, не исключено, что возможностями парков воспользуется часть украинского бизнеса, имеющая возможность и желание инвестировать в Украину деньги из офшоров.

2. Кабмин предложил вывести из списка не подлежащих приватизации 391 сельскохозяйственного и транспортного предприятия.

В сельском хозяйстве это, в основном: предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности (по большей части не функционирующие и разрушенные, но есть среди них вполне живые – вроде Артемовского завода шампанских вин); предприятия сельскохозяйственной химии; предприятия соляной промышленности.

В транспорте – морские порты: Мариупольский, Бердянский, Николаевский, «Октябрьск» (Николаев), Ильичевский, Одесский, Ренийский, «Южный», Белгород-Днестровский, Измаильский, «Усть-Дунайск» (Вилково), Херсонский, Скадовский.

Читайте также:  Вместо новой коалиции. Пленарная неделя Верховной Рады 15-18 марта

Речь идет о реальных шагах по большой приватизации, которую требует МВФ, но не совсем понятно – в чьих интересах она проводится.

Приватизация спиртзаводов – давняя голубая мечта украинских водочников. Она позволяет снизить себестоимость продукции и успешно скрывать ее часть от контролирующих органов (впрочем, то и другое достигалось за счет работы на черном рынке спирта). Однако вокруг спиртзаводов сложился свой прочный коррупционный круг, чье лобби препятствовало их приватизации заводов. Из законопроекта непонятно, идет ли речь обо всех вообще спиртзаводах или только о части (что существенно). Так или иначе, но эта подача скорее украинскому бизнесу.

С портами сложнее. Государственные порты контролировались олигархами через свой менеджмент. Схемы их переуступки были теневыми и очень сложными. Считается, что активное участие Игоря Коломойского в трагических событиях мая 2014 года в Одессе и Мариуполе было связано с его желанием «наложить руку» на морские порты, контролируемые Ахметовым (трудно сказать, насколько эти цели были достигнуты – специалисты утверждают, что смены менеджмента портов в результате не произошло).

В общем, принятие этого законопроекта приведет к значительным изменениям в отношениях между украинскими олигархами. Вплоть до стрельбы. И, одновременно, их объединение для противодействия выходу на внутренний рынок транснациональных компаний.

Государство же с этого получит головную боль, проблемы с обеспечением внешней торговли и, возможно, чуть-чуть денег в бюджет.

3. Правительство занялось популизмом, внеся законопроекты о повышении социальных стандартов и об отмене налога на пенсии (последний закон также продублирован Людмилой Денисовой из НФ).

Рост социальных стандартов призван компенсировать рост цен на газ. Минимальные зарплаты и пенсии вырастут на 16% вместо запланированных 12%. Кроме того, более чем на 5 млрд. грн. вырастут расходы на субсидии (их объем составит более 40 млрд. грн, по сравнению с 18 млрд. в 2015 году), а число семей, пользующихся субсидиями, вырастет с 5,5 до 7 млн. Считается, что резервы госбюджета достаточны для того, чтобы обеспечить выделение таких сумм без роста дефицита.

При этом все отлично понимают, что столь незначительный рост не компенсирует роста тарифы, а, главное, рост всех вообще цен. Т.е., население, безусловно, обеднеет. А вот часть чиновников разбогатеет – сфера субсидирования весьма коррупционна.

Читайте также:  Завершение сессии. Пленарная неделя Верховной Рады 12-15 июля

4. Сергей Кивалов (ОБ) и Виктор Развадовский (Воля народа) предложили запретить принудительное взыскание задолженности за ЖКУ в случае, если среднемесячный совокупный доход семьи не превышает трех минимальных зарплат, и запретить начисление пени. Мера временная – до тех пор, пока не будут установлены справедливые тарифы.

С одной стороны, законопроект вредный, поскольку создает ситуацию, когда ЖКУ можно не оплачивать, причем понуждает граждан скрывать свои доходы. Причем срок действия закона неопределенный – кто его знает, что имеется в виду под «социально справедливым размером платы».

С другой стороны, ситуация с тарифами на ЖКУ совершенно абсурдная – непонятна ни их структура, ни степень обоснованности. Говорится о рыночной цене, но в сфере газопоставок для нужд коммунального сектора существует монополия. По мнению большинства экспертов, коммунальные тарифы никак не связаны с потребностями ЖКХ, а представляют собой механизм выкачивания средств из населения с неизвестной коррупционной составляющей.

5. Группа депутатов от разных фракций во главе с «врачом Майдана» Олегом Мусием предложила существенно либерализовать законодательство об обороте наркотических средств.

В качестве одной из целей указывается «восстановление вековой практики выращивания конопли и мака в Украине», что позволит привлечь инвестиции в сельское хозяйство, развить фармацевтическую промышленность и улучшить международный имидж. Среди других изменений – разрешение военнослужащим ввозить и вывозить наркотики «с целью исполнения возложенных на них задач» и т.п.

Вроде бы все выглядит пристойно, тем более, что содержание наркотических веществ в выращиваемых на территории Украины конопле и маке невелико (собственно, даже крымский каннабис считается среди знатоков низкокачественным и употребляется, обычно, в смесях). В то же время очевидно, что под видом украинской конопли и мака будет ввозиться и провозиться конопля совсем даже индийская, а мак – опийный… И не только конопля и мак.

При этом надо иметь в виду специфический имидж самого Мусия (в контексте пропавших в неизвестном направлении запасов медикаментов и медоборудовния, накопленных на Майдане). Трудно поверить, что он был не в курсе относительно специфических качеств «чайка с Майдана» (кстати, возможно в нем, как раз, никаких особых компонентов и не было, а наркотики участники Майдана получали другими, более традиционным способами). В конце концов стоит вспомнить наркоман-полицейского Илью Киву с его идеей легализации марихуаны (кстати, провоз наркотиков военнослужащими в рамках выполнения «обязанностей» – не его ли заказ?).

Читайте также:  Бурное ничегонеделание. Чем занималась Верховная рада 26-29 января?

В общем, инициатива похожа на месть Голландии за референдум.

6. Павел Кишкарь и Виктор Кривенко (оба – БПП, но избраны от «Самопомощи», причем входили в первую десятку) предложили проект проведения досрочных выборов Одесского городского головы (к Одессе оба отношения не имеют).

Формальная причина – выявившееся наличие у мэра Труханова российского гражданства. В этом случае Труханов должен потерять гражданство Украины и, естественно, пост мэра. Другое дело, что информации о лишении его гражданства пока нет, да и факт наличия российского гражданства не подтвержден (кстати, для его получения надо отказаться от украинского гражданства, но и ФМС России, и соответствующие службы Украины относятся к этому вопросу формально – почти все новоявленные граждане РФ из числа наших соотечественников сохраняют украинские паспорта). Умные люди подождали бы, но Кишкарь – ветеран АТО…

Разумеется, депутаты могут действовать в интересах Михаила Саакашвили, который воюет с Трухановым. Но могли и по своей инициативе – они, все же, происходят из «Самопомощи», которая занимает значительно более радикальную позицию, чем БПП.

7. Депутат Андрей Денисенко (нефракционный «правосек» на службе у Корбана) предложил амнистировать всех преступников, совершивших преступления во время участия в АТО (кроме тяжких и особо тяжких). Мотивация – «онижедети».

В марте 2015 года СБУ обвинила Денисенко в участии в организованной преступной группе, которая занималась похищением людей и пытками. Помощник Денисенко Гордеев убил офицера СБУ. В декабре 2015 года против Денисенко завели уголовное дело – он кидал бутылки в судью во время суда над Корбаном. Вопрос о том, требуется ли амнистия самому Денисенко, остается открытой. Кажется, в зоне АТО он совершал только тяжкие и особо тяжкие преступления.

КСУ