Разрушения на Донбассе

Три сценария решения проблемы «статуса Донбасса»

Вот уже год, как заинтересованная общественность пытается найти выход из мастерски построенного Минского тупика. Вот вроде бы все понятно, прозрачно и транспарентно, но непонятно – как?

С текстом соглашений вроде бы все понятно. В результате проведения Украиной ряда внутренних реформ на Донбассе проводятся выборы, республики Донбасса ликвидируются, а отдельные районы двух областей, с новой, легитимной властью и дарованными Киевом особыми правами, возвращаются в состав Украины.

Выгодность буквального выполнения Минска для Украины была столь очевидна, что Порошенко с энтузиазмом принялся его выполнять и зашел в этом направлении довольно таки далеко. Однако энтузиазм закончился еще к концу лета по двум причинам.

Во-первых, Порошенко подвело типично украинское стремление въехать в рай на чужом горбу и порешать свои проблемы за чужой счет. Отсюда – проект децентрализации, в котором помимо собственно статуса ОРДЛО (отдельных районов, прописанных в Минске) решалась проблема равноудаления всех вообще региональных элит.

Понятно, что региональные элиты не так, чтобы очень хотят "равноудаляться" и через свое представительство в парламенте постарались заблокировать внесение изменений в Конституцию. И то и другое им в основном удалось, причем для обоснования своей позиции они использовали лозунги недопустимости "особого статуса" Донбасса.

Во-вторых, как оказалось почти сразу, Россия не собирается выполнять Минские соглашения – ей нужна "автономия Донбасса". В Минских соглашениях нет ни слова, ни об автономии, ни о Донбассе, ни о народных республиках. Только "отдельные районы Донецкой и Луганской областей". Понятно, что это не устраивало ни Россию, ни население ЛДНР.

Именно потому РФ постоянно настаивала на субъектности республик Донбасса, о чем неоднократно говорил Лавров. Именно потому в контактной группе с украинской стороны – уважаемые политики с мировым именем, а со стороны Донбасса – представители руководства республик. Хотя у России была возможность ввести в переговоры вместо "террористов" уважаемых представителей региональной элиты, например – экс-премьера Азарова и экс-председателя Луганского облсовета Голенко.

Читайте также:  Планы на бу… О целеполагании Верховной Рады

В общем, вопрос институционализации республик в составе Украины актуален и ответ на него содержится, например, в т.н. "плане Медведчука". Его суть в том, чтобы каким-то образом поставить во главе республик политиков взаимоприемлемых и для Москвы, и для Киева, и для населения региона.

Правда, Медведчук категорически отрицает, что он предлагал решить вопрос назначением президентским указом Ахметова и Бойко, как это было освещено в СМИ. Эти политики вряд ли будут восприняты в регионах, да и Порошенко не имеет права назначать глав республик: с точки зрения украинского законодательства их просто не существует, а в том юридическом пространстве, в котором существуют ЛДНР, их лидеры избираются и, более того, уже избраны. Как Медведчук планирует заменить "террористов" на более приемлемых людей я не знаю, но, видимо, какой-то план у него все же есть.

Третий вариант

предложила группа депутатов из "Оппозиционного блока", зарегистрировавшая законопроект об особенностях управления отдельными территориями Донецкой и Луганской областей.

По этому проекту на территории ЛДНР (ну, или около того – сейчас границы ЛДНР определены Радой, что не исключает их расширения) временно (в контексте проекта – не менее чем на 5 лет, хотя сроки не определены) создается Межобластное территориальное объединение Донбасс (МТОД). По сути это "временная автономия" (не спрашивайте меня, что это такое). МТО не является субъектом административно-территориального устройства Украины (в смысле – не подчиняется Киеву административно, а вступает с ним в договорные отношения), но при этом имеет собственную систему государственного управления (выборные Глава и Представительское собрание, Исполком). Фактически МТО имеет гораздо больше "степеней свободы" чем нынешние области, будущие регионы и даже чем имел Крым. Интересный момент – выборы в МТО назначены на… 25 октября 2015 года, причем это не ошибка – дата повторяется в тексте проекта и в пояснительной записке. Скорее всего, авторы таким нехитрым способом пытаются эмулировать выполнение Киевом Минска.

Общим недостатком и "плана Медведчука", и проекта МТО является встраивание ЛДНР в состав Украины с временным сохранением фактической автономии, что, мягко говоря, не вызывает восторга у населения региона. С другой стороны, это соответствует букве Минска. Тут проблема в том, что невозможно заранее понять, где Москва Минские соглашения читала, где не читала, а где рыбу заворачивала – потому я и не люблю концепцию "буквы и духа": соглашения надо не нюхать, а выполнять.

Читайте также:  Украина-США: тревожащая тень Трампа и разочарование элит

Как видим, существуют минимум три варианта "устаканивания" статуса Донбасса в составе Украины, которые достаточно глубоко проработаны. Возможны и другие варианты. Я, например, предложил бы начать с восстановления статуса областных администраций и избрания областных советов, с тем, чтобы подчинить им украинскую часть Донбасса и установить договорные отношения с республиками (это тоже укладывается в Минск – там ведь речь идет об "отдельных районах" областей, а не Украины).

Ну а пока политики решают минский ребус, ВСУ и ВСН отчаянно рубятся в промзоне Авдеевки и у Ясиноватой, используя крупнокалиберную артиллерию и танки. Причем обе стороны недоумевают – что делает миссия ОБСЕ?