газ, реверсный газ

Вопрос о газотранспортном консорциуме уже утратил актуальность, но некоторые перспективы у ГТК есть

Единственным способом сохранить украинскую газотранспортную систему (ГТС) является создание консорциума на ее базе, заявил глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Украина): 

Вообще говоря, эта мысль, безусловно, здравая. О том, что создание газотранспортного консорциума (ГТК) на базе украинской ГТС - едва ли не единственный вариант ее развития в будущем, говорится уже много лет. Собственно, тема давным-давно не только назрела, но также перезрела, а сейчас так и вообще утратила всякую актуальность.

Дело в том, что приоритетным партнером при создании ГТК должен выступать "Газпром" - основная структура, которой украинская ГТС в принципе была интересна. Украина, однако, выкручивалась, стремясь либо исключить участие этого участника из проекта, либо максимально размыть его участие за счет привлечения европейских участников. "Газпром", в принципе, был не против трехстороннего формата, но европейские компании упорно отказывались от такой чести. В основном потому, что в ГТК надо было приходить со своими деньгами, а их у европейцев не так много, и уж точно поддержание украинской ГТС в работоспособном состоянии не числилось первоочередной задачей.

В конечном итоге, вопрос действительно утратил актуальность. "Газпром" принял стратегическое решение об избавлении от крайне ненадежного партнера. которым является Украина. В ЕС шли свои игры вокруг маршрутов поставки российского газа, в результате чего был "зарублен" южный маршрут и принято решение о развитии северного (кстати, в интересах не ЕС, а Германии).

Сейчас вопрос о создании ГТК возник отчасти по политическим соображениям (разорвать энергетический союз России и Германии, в чем, очевидно, заинтересованы США), отчасти по соображениям сугубо украинским - реверсные схемы поставок "европейского" газа в Украину работают постольку, поскольку Украина осуществляет транзит.

Читайте также:  Кто там шагает левой?

Перспективы у ГТК, однако, есть. Во-первых, скорее всего, даже после 2020 года у "Газпрома" останутся небольшие объемы газа, которые надо перебрасывать в ЕС по кратчайшему маршруту. Их транспортировка Украине не выгодна, и в этом смысле задачей ГТК может быть сохранение работы украинской ГТС в аверсном режиме еще на несколько лет. Во-вторых, северный маршрут не выгоден странам Южной Европы, которые вынуждены будут получать российский газ через Германию. Теоретически они могут потребовать от ЕС сохранения прямых поставок через Украину и, в перспективе, южный обходной маршрут.

Центр энергетической экспертизы