Украина: очевидные тенденции 2016 года

Украина: очевидные тенденции 2016 года

Экономика, аспекты внутренней и внешней политики — очень важные вопросы, далекие от простых граждан, но близкие к решениям, которые принимают представители власти. От их решений и будет зависеть жизнь простых граждан. Каких же решений нам ждать?

Чего ждать в наступившем году от экономики страны и как на события повлияют решения во внутренней и внешней политике и какими будут эти решения?

Экономика

Для экономической ситуации на следующий год характерна рецессия, что проявляется, прежде всего, в цене на нефть – она по-прежнему будет низкой.

Большинство экспертов полагает, что нынешняя цена (менее $ 40 за баррель) является спекулятивной, однако непонятно, как низко она еще упадет, и как долго будет держаться на этом уровне. Авторитетный российский экономист Михаил Хазин полагает, что к середине года цена нефти составит ок. $ 60 и российский бюджет станет профицитным. А вот экономический блок правительства РФ готов к снижению цены нефти до $ 30 (однако российский бюджет, почему-то, сверстан под $50).

Некоторые украинские "иксперды" почему-то этому радуются, полагая, что ослабление России выгодно Украине. При этом они не учитывают двух факторов:

Во-первых, "поки гладний схудне, худий здохне". Россия имеет огромные накопления, и даже если либеральное правительство доведет ее до дефолта, украинской власти радоваться этому обстоятельству будет некогда.

Во-вторых, низкий уровень цены на нефть отражает плохую общеэкономическую ситуацию в мире, из которой следует снижение цен и спроса на основные экспортные товары Украины – металл и зерно. Так выиграть на падении цен на энергоносители мы не сможем.

Не стоит связывать какие-то особые надежды с началом работы ЗСТ с ЕС – европейские политики и эксперты не ожидают, что вступление в действие соглашения об ассоциации даст немедленный эффект. Весь позитив, который можно было получить от этой ЗСТ, Украина уже получила в прошедшем году. Зато немедленный эффект дадут меры по защите внутреннего рынка, которые намеревается ввести Россия – следует ожидать существенного падения торговли и сокращения ориентированных на рынок СНГ производств, что отразится и на социальной ситуации, и на наполнении бюджета.

Впрочем, отечественные экономисты предполагают незначительное снижение цен на некоторые группы товаров (прежде всего – продовольственных) за счет увеличения импорта из стран ЕС и Турции, а также – переориентации части отечественных производителей на внутренний рынок.

Читайте также:  Сферический президент в вакууме

Сложной будет ситуация с критическим импортом, особенно – в сфере энергетики. В 2015 году зависимость Украины от поставок энергоносителей выросла – если раньше мы закупали газ и ТВЭЛы, то сейчас – еще уголь и электроэнергию. Ситуация, очевидно, будет тяжелой, однако Россия и дальше будет систематически спасать Украину. Развал энергосистемы возможен только в случае существенной аварии на какой-то из АЭС.

Критической точкой с точки зрения финансовой стабильности является статус долга перед Россией. Очевидно, с этим заимодавцем придется достичь соглашения по реструктуризации, поскольку в противном случае летом МВФ может заблокировать сотрудничество с Украиной. Россия готова к сотрудничеству, но потребует индивидуальных условий реструктуризации, хотя вряд ли они будут менее выгодны, чем все остальные.

В общем, экономическая ситуация в предстоящем году будет сложной, и ожидания начала восстановительного роста я считаю чрезмерно оптимистическими.

Внутренняя политика

Сложная социальная ситуация (рост тарифов и цен, безработица) приведет к росту протестной активности, тем не менее, ожидать взрыва, подобного Майдану, не следует.

Во-первых, по данным социологии видно, что избиратели не готовы к активному противодействию – они слишком устали от Майдана и войны. Люди ожидают стабильности.

Во-вторых, Майдан требует информационного обеспечения, финансирования и организации. Сейчас не заметны ни внутренние, ни внешние игроки, имеющие возможность и желание его организовать.

Разумеется, акции протеста будут, но основная масса населения предпочтет пассивные методы сопротивления, что выразится в росте задолженностей по оплате коммунальных тарифов, росте преступности и др. негативных явлениях.

А вот публично-политическая жизнь будет, традиционно, крайне интересной и напряженной.

Первый важный момент – кто будет отвечать за провальную социально-экономическую политику последних двух лет? Виноватого искать недолго – приближается двухлетний юбилей пребывания на премьерском посту Арсения Яценюка. При этом Джозеф Байден уже заявил, что США разочарованы и президентом, и премьером, но не хотят дестабилизации, неизбежной при проведении новых выборов. Поэтому ожидается активная подковерная борьба, смысл которой в том, чтобы отправить Яценюка в отставку, не развалил при этом коалицию.

Как представляется, единственный вариант для этого – раскол фракции "Народного фронта". Процесс уже идет – удалось лишить полномочий Николая Мартыненко, являющегося одним из ключевых финансистов НФ и имеющего небольшую клиентскую группу во фракции. Идет борьба против Арсена Авакова, который является главной опорой премьера в правительстве. При этом, президент Порошенко действует не сам, а посредством Михаила Саакашвили, надеясь, очевидно, на "аннигиляцию" двух враждующих групп.

Читайте также:  Пиррова победа Арсения Петровича Яценюка

Одновременно будет продолжаться борьба "радикалов" за вытеснение из активной политики "Оппозиционного блока". С содержательной точки зрения речь идет всего лишь о продолжении борьбы между группами Ахметова и Фирташа с одной стороны, и Коломойского – с другой. С общеполитической же – это "подкоп" под президента, который сотрудничает с ОБ, но не хочет прямо поддерживать бывших "регионалов".

И в том, и в другом случае раскачивается и система власти, и правовой порядок в стране, что может иметь самые неприятные последствия для страны.

Второе важное направление – борьба вокруг принятия конституционных изменений по децентрализации и судебной реформе.

Главная особенность обеих этих реформ – усиление власти президента рамках существующей системы. Порошенко, в отличие от Януковича, не идет путем возвращения себе полномочий Конституции 1996 года.

Реформа местного самоуправления встречает сильнейшее сопротивление местных элит. Сейчас оно маскируется под невосприятие Минских соглашений. Объясняется это недоверием граждан региональным элитам – прямое сопротивление децентрализации, скорее всего, не будет воспринято обществом.

Особое значение тут имеет позиция США. Насколько можно понять, США нужно выполнение Минских соглашений и не нужно чрезмерное усиление Порошенко (ему в Вашингтоне не доверяют, о чем прямым текстом сказал Байден на встрече с молодыми парламентариями). При этом, они вряд ли будут углубляться в юридическую строну процесса, но будут требовать реальной децентрализации, а не того, что написано в Конституции.

Минские соглашения

Так же как и в 2015 году, в 2016 одним развитие внутренней и внешней политики будет определяться выполнением Минских соглашений, шире – восстановлением территориальной целостности.

На конец 2015 года Минские соглашения не были выполнены ни в одном пункте и, как представляется, не смотря на сильнейшее внешнее давление, Украина выполнять их не будет.

Фактически выполнение соглашений для Украины – поражение.

Прежде всего, поражение идеологическое – признается факт гражданской войны, что Киев всячески отрицает. В частности, встает вопрос, кто на самом деле оккупант – местное население или представители киевских властей.

Безнаказанность для актива ЛДНР также опасна, как и безнаказанность активистов и ветеранов АТО. Все эти категории составляют угрозу для стабильности украинской власти. Полноценная же "зачистка" вторых затруднена предусмотренным Минском непреследованием первых.

Наконец, возвращение избирателей Донбасса рушит сложившуюся политическую реальность. Как минимум, вспоминается высказывание Владимира Путина относительно уровня поддержки "Оппозиционного блока"…

Читайте также:  Кризис с коммуналкой. Фавелы по всей стране, как в Рио-де-Жанейро…

В республиках есть опасение, что РФ выполнит в одностороннем порядке Минские соглашения, дав возможность Киеву решить проблему военным путем во имя снятия санкций. Об этом, в частности, пишет известный блоггер Эль-Мюрид (справедливости ради отмечу, что если ему верить, то украинская армия сейчас должна готовиться к штурму Екатеринбурга).

Сигналы, исходящие от российского правительства, действительно трудно оценивать иначе – либералы всегда считали, что Крым и Донбасс слишком дорого обходятся России (что, кстати, неправда).

На самом деле, такое развитие событий возможно, но крайне маловероятно. Во-первых, потому что проблемы российской экономики связаны с ценами на нефть, а не с санкциями. Во-вторых, санкции все равно не снимут – конфликт на Донбассе и присоединение Крыма только повод, но не причина их введения (либералам, правда, это вряд ли понятно). В-третьих, за Донбассом последует Крым и утрата суверенитета и/или сильнейший внутриполитический кризис в России. Это и либералам не нужно.

Ну а сигналы… Что сигналы? В российской политической культуре высшим чиновникам разрешено публично высказывать свою точку зрения, даже когда она расходится с транслируемой через СМИ "генеральной линией". Характерный пример – недавний обмен мнениями между властями Крыма и федеральным правительством.

Внешняя политика

Рассуждать об "украинской внешней политике" сейчас некорректно – слишком далеко зашла практика внешнего управления. Тем не менее, по крайней мере, в некоторых аспектах прогноз возможен.

Скорее всего, в новом году встанет вопрос о введении визового режима с Россией. Во всяком случае, секретарь СНБОУ Александр Турчинов и председатель Совета Федерации Госдумы РФ Валентина Матвиенко обменялись заявлениями сходного содержания. Учитывая особенности деятельности ФМС РФ (да и аналогичной украинской структуры) в 2015 году возникает впечатление, что эти заявления согласованы.

С другой стороны, в текущем году будет введен безвизовый режим с ЕС (вернее – проведена либерализация визового режима для некоторых категорий граждан Украины). Правда, касаться это новшество будет только кратковременных поездок, а в результате экономического кризиса число людей, которые смогут воспользоваться упрощенным режимом, резко сократится. Тем не менее, это будет реальное достижение новой власти и Майдана вообще.