Верховная Рада

О чем думали депутаты Рады между новогодними и рождественскими каникулами

С 1 по 10 января 2016 года всего три дня, в которые депутаты могли зарегистрировать плоды своей законотворческой деятельности. Не могу сказать, что они перетрудились – всего 4-6 января было зарегистрировано аж 15 проектов законов и постановлений.

Чем же были обеспокоены депутаты?

В первую очередь, разумеется, собственным пиаром.

1. Олег Ляшко, Юлия Тимошенко и Олег Березюк, а также примкнувшие к ним двое ляшковцев, зарегистрировали проект постановления о проведении пересчета цены на газ для населения (№ 3747).

Обоснование проекта вполне здравое.

Во-первых, наибольшая нагрузка пришлась на работоспособных потребителей, которым субсидии не положены, а цена – нереальная.

Во-вторых, цена на газ для населения повышена необосновано и нелогично, потому что:

- Себестоимость газа украинской добычи в 2015 году должна была составить 1590 грн. за 1 тыс. куб. (это по решению НКРЭ; сколько он на самом деле стоит, никто толком не знает – в начале 2015 «Нефтегаз» насчитал себе совершенно безумную себестоимость более чем в 5,4 тыс. грн., а в сентябре Яценюк огласил цену до 2,2 тыс.).

- Стоимость газа для населения составляет от 3,6 тыс. грн. (льготная) до 7199 (вообще-то 7188, но не будем придираться к законодателям) грн. (полная).

- Промпредприятия и бюджетные учреждения получают газ то цене 5780-6398 грн., а предприятия теплокомунэнерго – по 2994 грн. Т.е., первые две категории получают газ по цене дешевле полной для населения, а третья – дешевле даже льготной.

- Российский газ закупается Украиной по цене $ 227 (примерно 5,6 тыс. грн., хотя депутаты насчитали толь 5 тыс.) и перепродается «Нефтегазом» по 7,18 тыс. грн. (тут цена почти правильная). При этом на потребности населения нужно около 18 млрд. куб., добывается порядка 14 млрд. (это было в 2014 году, в 2015 добыча упала, но не более чем на миллиард кубов) закупать нужно не более 5 млрд. Т.о., доля дорогого импортного газа в потреблении составляет менее трети.

Читайте также:  Чувствуете, как в воздухе запахло большим торгом?

В общем, предлагается во всем разобраться и установить новую цену не выше 3 тыс. грн.

От себя отмечу, что разные оппозиционные силы (включая А.П. Яценюка) давно уже (как минимум – с 2009 года) требуют поставлять на нужды населения и коммунального хозяйства газ собственной добычи по фиксированной стоимости. Никто до сих пор не преуспел. Главная причина – сопротивления газового лобби, которое продает добытый в Украине частными компаниями газ по рыночной цене.

2. Группа депутаток от БПП (со случайно попавшимися депутаткой от «Самопомощи» и участником гей-парада от БПП Лещенко) внесла проект постановления о создании парламентской ВСК для расследования фактов подкупа депутатов, опубликованный Генпрокуратурой 29 декабря.

Речь идет о т.н. «черной бухгалтерии» и записей телефонных разговоров Геннадия Корбана.

В опубликованных ГПУ материалах, безусловно, содержится история сложных финансовых отношений между группой «Приват» и рядом народных избранников. А также не содержится история отношений с другими избранниками (считается, что Корбан пытался избраться в Раду именно для того, чтобы призвать к ответу депутатов, которые деньги взяли, но в работе на Коломойского не отметились).

Так что интерес депутатов к этому вопросу понятен. Вот только доказать это почти нереально, независимо от того, в какую сторону будет копать ВСК.

3. Озаботились депутаты и внесением изменений в спешно принятые 24 декабря прошлого года изменения в Налоговый Кодекс. Напомню, что изменения эти диктовались МВФ для достижения приемлемых параметров госбюджета (принятого 25 декабря).

Целых три законопроекта (№№ 3748, 3748-1 и 3749) были посвящены восстановлению отмененного в новой редакции НК льготного налогообложения сельхозпроизводителей.

Слезы мешают читать пояснительную записку к законопроекту бютовцев Кужель, Кириленко и Ивченко: «принятые изменения фактически уничтожают украинское село и предпринимательство на селе, губят сектор экономики, который в прямом смысле этого слова «кормит» нашу страну». Справедливости ради, отмечу, что фракция «Батькивщины» за изменения НК не голосовала.

Читайте также:  Минский процесс: Путин и Порошенко - обмен мнениями

Депутаты предлагают восстановить специальный режим обложения сельхозпроизводителей НДС (этому же посвящены два других законопроекта), ставки единого налога для сельскохозяйственных производителей и усовершенствовать механизм бюджетного возмещения НДС.

От себя отмечу, что Майдан стоял не за то, чтобы облегчать украинским сельхозпроизводителям налоговое бремя, а за открытие украинского рынка для европейской продукции, конкуренция с которой этого самого производителя гарантированно убьет, совершенно независимо от ставок и механизмов налогообложения. Предложенные МВФ «реформы» только делают этот процесс более быстрым и менее мучительным.

4. И, наконец, чем депутаты не занимаются. Ни в декабре прошлого года, ни в январе этого так и не был зарегистрирован ни один проект изменения закона о госбюджете. Конкретно меня, конечно, интересовала та самая поправка, которая переносит на 2017 год электронное декларирование активов, что ставит под вопрос возможность получения Украиной безвизового режима в текущем году. Пока что в активе властей в этом направлении – заявление АП, в котором вскрывшим эту проблему депутатам вежливо рекомендуют заткнуться и заниматься своими делами.

КСУ