Россия и США договариваются

Минск 2 – Россия и США договариваются

На фоне запланированных в ближайшее время ряда двухсторонних российско-американских встреч о судьбе Минска-2 общественность начала бурно обсуждать операцию по убеждению и даже принуждению Киева к их выполнению.

Однако представление о Киеве, который, дескать, препятствует выполнению Минских соглашений – некорректное обобщение. Президенту Порошенко, например, ничего доказывать и, тем более, его принуждать не нужно. Он делает все от него зависящее для выполнения соглашений. Скорее уж надо оказать ему помощь в преодолении сопротивления политического класса и общества (демократия? Не, не слышали).

Почему Украина сопротивляется Минску?

Ну, во-первых, это естественная эмоциональная реакция – страна два года находится в состоянии военной истерии и нацелена на безоговорочную капитуляцию врага (те, кто смотрел верхувеновский «Звездный десант» понимают, о чем я говорю). А тут приходится договариваться – не по сценарию как-то. Не за то мы на Майдане стояли.

Примешиваются к этому и соображения практические. Военные хотят грабить, а волонтеры – воровать. Нет, они найдут свое место в новой системе. АТОшники станут «осадниками» (мы очень любим польский опыт, и чем опыт «пацификации» хуже опыта «децентрализации»?), а волонтеры начнут собирать деньги на украинские учебники для детей Донбасса. Но размер доходов ощутимо снизится.

Во-вторых, Киеву совершенно непонятно, что делать с несколькими миллионами «недолюдей», которые вернутся в Украину. Трудоустроить их нельзя – Украина расстается с промышленностью. В политическом плане они ломают всю создавшуюся схему – ведь для них даже «Оппоблок» будет слишком «майданной» партией.

Можно, конечно, просто лишить их избирательных прав и расселить, по образцу операции «Висла» (мы очень любим копировать негативный советский опыт), но как на это отреагирует Запад? Т.е., Запад-то, скорее всего, отреагирует положительно (опыт Югославии дает представление о масштабе двойных стандартов), но точно знать этого никто не может. В общем, что делать известно, но немного страшно.

Читайте также:  Много шума из-за Пинчука. Что с ним случилось?

Другое существенное заблуждение состоит в том, что Киев, якобы, имеет какие-то невыполненные обязательства в рамках Минского процесса. На самом деле это не так.

Большинство законодательных решений, которые требуются от Киева в рамках Минска-2, уже приняты – закон об особом порядке местного самоуправления есть, границы определены, закон об амнистии принят. Другое дело, что Москву принятые решения не устраивают, но это вопрос трактовок, а не фактического выполнения.

Остается самый существенный момент – принятие конституционных изменений по децентрализации, включающих фиксацию особого режима самоуправления. Есть сомнения в способности украинского парламента принять эти изменения (они, кстати, фактически аннулируют этот самый «особый режим», потому что он применяется к уровню районов, а по новой редакции Конституции полномочия районного и областного самоуправления по сути обнуляются). Но там проблема статуса скорее повод для сопротивления принятию. Причина – недовольство местных элит сутью административно-территориальной реформы.

В общем, тут надо не заставлять, а уговаривать и предоставлять элитам преференции, которые ослабят негативное влияние этой реформы. Причем эти переговоры никакого отношения к Донбассу иметь не будут.

Рассуждения на тему «автономии Донбасса», которые озвучивают даже уважаемые аналитики, никакой почвы под собой не имеют. Прежде всего потому, что в Минских соглашениях этих слов нет вообще.

В соответствии с буквой соглашений территории народных республик возвращаются в состав Украины в «разобранном» виде (как отдельные районы), децентрализованные, разоруженные, лишенные значительной части армии (добровольцев), а также руководящего и командного состава (их зачищают, причем сторонники «Хитрого плана» не скрывают намерения обезглавить республики).

Понятно, что тут не идет речь ни о какой автономии (автономия районов в составе Донецкой области – звучит нелепо). И уж тем более понятно, что этот «статус» не будет привлекателен для других регионов Украины.

Читайте также:  Перспективы украинского кризиса

Да, остается «особый порядок местного самоуправления», но в условиях реформы конституционной системы он, скорее всего, даже не вступит в силу или же будет обесценен другими реформами (например, особым порядком управления общинами в составе этих районов, который вообще исключит самоуправление).

Россия и США договариваются об обязательствах сторон в деле компенсации Украине неминуемых экономических и репутационных затрат во время присоединения Донбасса. Чтобы Украина захотела вернуть Донбасс, ей нужны существенные гарантии. И они будут даны.

Взгляд