Ложа правительства Украины в Верховной Раде во время выступления Джо Байдена

Реабилитация «коалиции неудачников»

Одной из важных проблем, которую должен был разрешить визит Джозефа Байдена, была судьбы коалиции, правительства и персонально Арсения Яценюка. По всем этим пунктам и у украинского общества, и у зарубежных партнеров (в случае Байдена – хозяев) была масса вопросов.

Несложившийся «паззл»

Коалиция, выведенная в специально созданном из партий Майдана парламенте, себя, мягко говоря, не оправдала. В формальном составе (300 с лишком голосов) она, по сути, никогда не работала. Решения Рады принимались или большинством всех депутатов вообще, или простым большинством без полного единства коалиции. Ко всему прочему из коалиции вышла фракция Радикальной партии. Конечный результат коалиционного строительства – неспособность сосредоточится для голосования простым (!) большинством за конституционный законопроект, для чего коалиция, собственно, и создавалась.

По поводу двух правительств Яценюка уже говорено-переговорено. Причем речь даже не о непрофессионализме, а о сознательной и последовательной работе на уничтожение экономики Украины. Оправдать эту деятельность требованиями МВФ невозможно – даже по их представлениям украинское правительство профуркало все.

Ну и претензии к самому Яценюку – как относительно личных качеств, так и, например, относительно коррумпированности окружения. Причем в отставку он уходить не хочет и угрожает развалом коалиции.

Варианты выхода из кризиса

В общем, к моменту приезда доброго вице-короля вопрос о формировании нового правительства и новой коалиции уже даже перезрел. Требовался сигнал относительно возможности проведения выборов.

Дело в том, что сейчас численность коалиции всего около 280 депутатов. В случае выхода из коалиции «Народного Фронта» (а сейчас единственное его требование – сохранение Яценюка в премьерском кресле), численность коалиции просаживается до 200. Восстановить ее численность можно за счет включения парламентской псевдооппозиции – «Оппозиционного блока», «Воли народа» и «Возрождения» (83 депутата), но тогда из коалиции выйдут «Самопомощь» и «Батькивщина» (45 депутатов), а также часть нефракционных депутатов и, возможно, часть членов фракции БПП. А значит – придется идти на перевыборы. Однако, судя по результатам местных выборов, коалиция на основе БПП и ОБ в составе 300 депутатов никак не вытанцовывается.

Читайте также:  Преодолевая политический кризис. Законотворческая деятельность депутатов 28 марта – 1 апреля

Одно время муссировался проект раскола фракции НФ, в которой Яценюку контролирует всего около 40 депутатов. При выходе групп бывших членов «Фронта перемен» (около 30 депутатов), клиентелл Авакова (5) и Мартыненко (4), в составе фракции остается примерно половина (бывшие БЮТовцы – 22, «герои Майдана» – 11 и «грантоеды» – 4), т.е. коалиция остается работоспособной (ок. 240 депутатов), но о принятии конституционных изменений можно забыть.

Как можно понять, ни тот, ни другой вариант США не устраивает.

Первый – потому что выборы нарушат и без того неустойчивое равновесие украинского политикума, да и избирательный цикл только что закончился. Поэтому Байден молчаливо согласился со словами Петра Порошенко: «время выборов прошло, впереди – четыре года без выборов. За эти четыре года нужно провести все реформы».

Второй – потому что Байден довольно жестко поставил задачу принятия конституционных изменений по децентрализации и по судебной системе. Их можно принять только в нынешней конфигурации – при большой коалиции и договоренностях с некоалиционными фракциями о поддержке (собственно, тут хватит и 43 депутатов ОБ, который уже поддержал децентрализацию в первом чтении).

Программа действий

Байден поставил перед украинской администрацией жесткие условия – борьба с коррупцией, конституционные изменения, выполнение Минских соглашений и реформы. Конкретный список реформ был представлен Яценюком: «в первую очередь, это дерегуляция и уменьшение влияния власти на экономические процессы. Второе – это реформа украинской налоговой системы и фискальной службы. Третье – борьба с коррупцией на таможне. Четвёртое – приватизация. Пятое – внедрение новых стандартов управления госкомпаний».

В этой связи обращу внимание на следующие моменты.

Во-первых, борьба с коррупцией США, конечно, не интересует, но трудно не согласиться с коллегой Михаилом Павливым: «прогрессирующая коррупция, особенно в условиях, скажем так, сужения кормовой базы для крупнейших финансово-промышленных групп, создает предпосылки для нестабильности, для путча, похожего на события 2013-2014 года, результатом которых стало свержение Януковича».

Читайте также:  Бурное ничегонеделание. Чем занималась Верховная рада 26-29 января?

Во-вторых, ситуация с конституционными изменениями неочевидна.

Байден, фактически, дезавуировал уже принятый в первом чтении, прошедший Венецианскую комиссию и Конституционный Суд проект децентрализации. Собственно, он говорил о необходимости предоставления больших прав регионам, в то время как президентский проект нацелен на сокращение полномочий регионального самоуправления в пользу искусственно созданных «общин» и центральной власти.

Боюсь, правда, что кончится дело репрессиями против поверивших Байдену «сепаратистов», а изменения все равно не будут приняты.

В-третьих, трудно сказать, что именно имеет в виду Байден под выполнением Минских соглашений и зачем это нужно США. Пока что из Донецка, Горловки и Луганска сообщают, что ВСУ традиционно демонстрируют весьма своеобразное понимание Минска, которое, впрочем, вполне соответствует словам Байдена о том, что санкции с России до выполнения Минска сняты не будут. В конце концов, демократические выборы, о которых говорил Байден, можно провести и после «зачистки» региона.

С другой стороны, была прекращена энгергоблокада Крыма, которая, судя по всему, изначально была операцией американских спецслужб.

В-четвертых, список реформ, приоритетных для Кабмина, неплохо сравнить с требованиями МВФ, которые, по словам экономиста Андрея Блинова, включают три основных пункта: приватизация пяти важнейших госпредприятий, начало работы Антикоррупционного бюро и дефицит бюджета на следующий год не более 3,7% . Между тем, проект бюджета все еще отсутствует, а проект нового Налогового Кодекса вызывает протесты не только общественности, но даже и фракции БПП. В общем, тут, похоже, проблемы остаются.

Кнуты и пряники

В публичной части выступлений Байдена «кнуты» были представлены, в основном, умолчаниями. Выступая в Раде, он не упомянул об успехах правительства Яценюка, о которых только недавно отчитывался премьер, ничего не было сказано о перспективах членства Украины в НАТО и ЕС, возвращение Донбасса было поставлено в зависимость от действий Украины, а говоря о Крыме он ограничился констатацией того, что США не признают его статуса (членство Прибалтики в СССР США тоже не признавали – 50 лет подряд).

Читайте также:  Быхальцохивка на Днепре. Пленарная неделя Верховной Рады 17-20 мая

Впрочем, то, что было им сказано, выглядело беспримерно жестко. В частности, говоря о борьбе с коррупцией, он:

  • обвинил нынешнюю власть в пособничестве им же разоблаченному «агрессору» («Россия старается подорвать стабильность и суверенитет Украины, используя именно инструменты коррупции»);
  • усомнился в том, что Украина является демократией («вы не можете найти ни одной демократии в мире, где раковая опухоль коррупции так процветает»);
  • указал на необходимость посадить хоть кого-нибудь («вам необходимо провести судебную реформу – для того, чтобы вы могли привлечь к ответственности определенных лиц»).

Ну и общее пожелание к украинской власти не упустить свой шанс, с намеком на то, что хозяева могут передать этот шанс кому-то еще. Благо, скачущие хомячки и боевики с автоматами в стране не перевелись.

«Пряников» не так много, зато один из них – совершенно роскошный: МВФ подтвердил, что будет финансировать Украину даже в случае дефолта. А, значит, российский долг можно и не отдавать.

Надо отметить, что это решение ставит под вопрос всю мировую финансовую систему. Речь ведь идет не только о долгах других государств, но и об обеспечении евробондов… Правда, до сих пор США сходили с рук грубые нарушения существующего порядка вещей.

Обещание же дать $ 190 млн. на реформы выглядит не слишком убедительно – это цена одного F-16. Правда, на фоне общей экономической катастрофы это тоже бешеные деньги.

Итог

Не смотря на явное недовольство США, нынешняя украинская власть остается в почти нынешней конструкции. Президент, парламент и коалиция неприкосновенны, правительство будет новое, но во главе с все тем же Яценюком (тут Арсений Петрович явно идет на рекорд – по-моему, премьеров, переживших три состава правительства, у нас не было).

Однако, требования к власти жесткие, возможности им соответствовать – ограничены, поэтому все может измениться в любой момент.