Призрак новой коалиции

Призрак новой коалиции

Кризис парламентской коалиции в Киеве нарастает. Реформаторские успехи «правительства камикадзе» вызывают недоумение даже у скакавших на Майдане. Результаты социологических исследований, проведенных разными компаниями, показывают катастрофическое падение популярности правительства, премьера и «Народного фронта».

Интересную оценку итогам деятельности правительства дает депутат Виктор Балога: «У нас был год, когда нефть падала, а Европа была монолитной в своем отношении к Украине. Можно было в более-менее нормальном режиме реформировать страну. Тем более – народ был готов на все. Но это время ушло на личный пиар, передел сфер влияния и выяснение отношений с политическими партнерами». Балога, конечно, говорит неправду – год был потрачен на войну с народом, который, как раз, мало к чему был готов. Не ведь избирателям-то этого не объяснишь…

На этом фоне совершенно логичным является желание президента избавиться от навязанного ему балласта в лице премьера. Разговоры об этом с большей или меньшей интенсивностью идут еще с прошлого года. Накануне парламентских выборов всерьез обсуждалась возможность формирования коалиции без «Народного фронта», а Порошенко совершенно откровенно лоббировал кандидатуру Гройсмана на пост премьера. Однако, НФ занял первое место в пропорциональной части выборов и сформировать без него квалифицированное большинство было невозможно.

Конфликт президента и премьера никуда не делся и сейчас ситуация, фактически, вернулся к прошлогодней. 20 апреля представитель президента в правительстве Александр Данилюк заявил, что «коалиционное соглашение не совсем выполняется, есть провалы в определенных сферах».

Учитывая особенности украинской конституционной системы (Украину правильнее называть не парламентско-президентской, а премьерско-президентской республикой – настолько там высока роль главы правительства), слова Данилюка адресованы не к парламенту, а к премьеру.

c01c02a5fe75cf1898ba6316123ee90e.jpg

В окружении последнего эту угрозу отлично понимают. Не даром советник Авакова Геращенко (а министр внутренних дел – один из наиболее последовательных союзников Яценюка) обвинил политиков, инициирующих расследование коррупции в правительства, «агентами Путина». Такого же типа заявление сделал 20 апреля другой советник Авакова, Станислав Речинский: Путин «будет всячески разжигать внутренний конфликт. (…) Ставка идет на «грабли» 2005 года – на развал коалиции, на перевыборы, чтобы мы сами себя съели». Аргументация предельно глупая, но другой у команды Яценюка, кажется, нет.

Читайте также:  История, написанная национализмом: 25 лет партии "Свобода"

Солидарен с ними представитель «Привата» Борис Филатов, не называющий имени премьера: «фактически на наших глазах формируется другая коалиция – недемократическая, а ситуативная. Это вызывает крайнее возмущение у депутатов не только фракций Радикальной партии и «Самопомощи», но также части демократически настроенных нефракционных депутатов от партии «Свобода» (на такие оксюмороны как «демократически настроенные» представители «Свободы» в современной Украине давно внимания не обращают).

13 апреля депутат Борислав Береза сообщил, что в кулуарах «на сегодняшний день называются 4 фамилии (кандидатов на пост премьера, - Авт.), это – Яресько, Гройсман, Тимошенко и Кононенко».

Яресько – министр финансов, в недавнем прошлом – гражданка США, может рассматривать как кандидат-технократ. Считается, что деньги сейчас даются именно «под нее». Соорудить коалицию в ее поддержку будет проще всего.

яресько.jpg

Спикер Владимир Гройсман и неформальный координатор Блока Порошенко Игорь Кононенко являются 100% людьми президента. Избрание любого из них будет означать резкое усиление влияния Порошенко, и уже поэтому вряд ли может быть поддержано в нынешнем формате коалиции (разве что на условиях, которые полностью нивелируют такую победу).

Избрание Юлии Тимошенко будет, напротив, катастрофическим поражением Порошенко, у которого долгая и сложная история отношений с экс-премьером. Впрочем, создать коалицию в поддержку непредсказуемой и амбициозной Тимошенко практически нереально. Ее единственным козырем является малочисленность собственной фракции, но у партнеров есть основания не верить, что это позволит как-то корректировать ее поведение на посту премьера. В конце концов, в 2008-2009 годах у нее тоже была коалиция, но не было большинства.

С другой стороны, смена премьера требует существенного изменения формата коалиции. Сейчас видится четыре варианта такого переформатирования.

тимош.jpg

Первый – наиболее мягкий. В нем сохраняется не только формат коалиции, но даже и Яценюк-премьер. При этом, правда, частично меняется состав правительства и, возможно, часть законодательства, таким образом, чтобы снизить влияние премьера и повысить – его заместителей (на этих постах вполне могут оказаться уже упомянутые Яресько и Гройсман).

Читайте также:  История, написанная национализмом: 25 лет партии "Свобода"

Кажется, отношения между президентом и премьером заострились настолько, что долго такая схема просуществовать не сможет, даже если ее удастся реализовать в принципе.

Второй вариант предполагает смещение премьера по согласию фракции «Народного фронта». При этом НФ должна быть предложена существенная альтернатива, которой может стать, например, рокировка Яценюка и Турчинова.

Сам по себе такой маневр возможен (хотя согласие Турчинова не гарантировано), но он не решает более глубоких проблем в правительстве. Например, НФ вряд ли даст согласие на замену Авакова грузинским «легионером», или представителем какой-то другой фракции.

rada.gov.ua2.jpeg

Третий вариант предполагает провоцирование раскола во фракции НФ. Сейчас он состоит из групп Яценюка (люди из «Фронта перемен», плюс клиентелы Авакова и Мартыненко) и Турчинова-Пашинского (бывшие бютовцы) примерно равной численности. Бютовцам, опять таки, надо будет что-то дать. Скорее всего – пост председателя Рады для Турчинова (имея в виду, что формально спикер – второй человек в государстве после президента и даже замещает его, что Турчинов, собственно, и делал в прошлом году). Гройсман при этом уходит на пост или премьера, или первого вице-премьера, или в СНБОУ.

Главный недостаток этой схемы – придется пожертвовать стабильным квалифицированным большинством (300 голосов), нужным для внесения изменений в Конституцию. Впрочем, можно договориться с другими фракциями, но компенсировать потерю примерно 40 «штыков» будет довольно сложно и всегда будет риск повторения казуса первого голосования за политреформу 2004 года, когда в полностью подготовленном парламенте внезапно не хватило голосов.

Четвертый вариант выглядит наиболее симпатичным для Порошенко и всей винницкой группы. Речь идет о полном сломе коалиции – исключении из нее НФ, несущего основную часть ответственности за нынешнюю ситуацию в стране. Создается новая коалиция с участием «Оппозиционного блока», а также депутатских групп «Воля народа» и «Возрождение».

Сейчас, однако, такая инициатива приведет к сильнейшему парламентскому кризису, поскольку Радикальная партия и «Батькивщина» в такую коалицию не войдут. Скорее всего, претензии будут и у «Самопомощи», чьи избиратели вряд ли одобрят сотрудничество с экс-регионалами. Самый же большой риск связан с ситуацией внутри самого БПП. Большинство людей там, конечно, безответственные болтуны и карьеристы, но есть и персонажи типа Парубия, который вполне может уйти в знак протеста сам, да еще и увести с собой других, таких же идейных. Учитывая, что у БПП вместе с ОБ и двумя группами всего 227 депутатов, шансы на создание формального большинства близки к нулю.

Читайте также:  История, написанная национализмом: 25 лет партии "Свобода"

Зато такой формат коалиции становится вполне реальным после досрочных выборов, которые можно провести одновременно с местными выборами осенью (кстати, некоторые депутаты уже к ним готовятся). Представляется, что, на фоне падения авторитета НФ, и в условиях невозможности принять участие в выборах для ПР и КПУ, рейтинг «Оппозиционного блока» заметно вырастет.

«Самопомощь» имеет шансы заметно продвинуться на восток, что нивелирует невозможность сотрудничества с ОБ из-за позиции избирателей (на прошлогодних выборах партия получила больше всего голосов в Киеве, Львовской и Ивано-Франковской областях).

Главный риск – сохранение рейтинга БПП, который, все же, просел, вместе с рейтингом НФ. Кроме того, придется смириться с неизбежной радикализацией парламента. Учитывая данные социологических исследований, на место комбатов вполне могут прийти волонтеры. Они более развиты интеллектуально, и являются подлинными идеологами войны, к тому же – финансово заинтересованными в ее продолжении. Конечно, Гаврилюк, Парасюк и Семенченко выглядят крайне неприлично, но они сравнительно безобидны на фоне Бирюкова, Стельмах и Сегеды.

Все три варианты по-своему интересны, но таят и заметные риски. Непонятно и отношение к этим планам «Вашингтонского обкома» (хотя ему явно начхать на Яценюка, и очень симпатично повышение статуса Яресько). Сейчас президент выбирает, тем более, что время у него есть: последний срок для роспуска действующей коалиции с тем, чтобы провести перевыборы одновременно с местными – 25 июля (практически так же, как это было в прошлом году).

Актуальные комментарии