выборы ДНР и ЛНР, Донбасс, Порошенко

Порошенко между Киевом и Донбассом, между войной и миром

Обращение президента (в отличие от Ющенко он обращается не к «нации», а к соотечественникам) было посвящено итогам выборов. 26 октября – в/на Украине и 2 ноября – в ЛНР и ДНР.

Сразу отмечу, что за внешне бредовыми формулировками президента скрываются вполне здравые соображения, которые, однако, в прямой формулировке больному украинскому обществу давать не стоит. Именно поэтом я не буду критиковать умопомрачительные пассажи, а выделю ключевые моменты, которые остались за кадром.

Коалиция и правительство

Смысл послания президента состоит в том, что (не смотря на оговорки про «не дело президента») рулить парламентом и правительством будет он, а нести ответственность – Яценюк. Судите сами:

- Инициатива формирования коалиции будет принадлежать БПП на правах крупнейшей фракции. Ссылки на «европейские традиции» тут, на самом деле, не слишком уместны (в европейских конституциях нет украинского варианта коалиции, зато прописано, кто и как формирует правительство). А вот украинская традиция как раз гласит, что инициатором формирования коалиции выступает кандидат в премьеры. И тут Порошенко совершенно явным образом перехватывает инициативу у Яценюка.

- В парламенте должна быть сформирована «европейская» коалиция в составе почти всех партийных фракций. Расчет тут, безусловно, на то, что радикалы и самопомощники будут безумно благодарны президенту, в результате чего вес в коалиции второй по численности фракция размывается. Безусловно, у премьера все равно остаются большие возможности для индивидуальной работы с депутатами (особенно – мажоритарщиками) и это – существенный риск для президента. Но эта угроза возникнет позже, уже после формирования правительства.

- Кандидатуру Яценюка вносит БПП. Т.о., это не он в кровопролитной электоральной борьбе вырвал этот приз, а получил его из рук президента и его партии. И, опять же, должен быть благодарен, что это он, а не Гройсман.

Читайте также:  Герои Майдана и здесь победили «злочинну владу»: никто не украл больше них

- Коалиция должна быть сформирована на основе «европейского» коалиционного соглашения. Предлагаемый БПП проект уже публиковался. Его ключевая особенность – внедрения в текст сразу нескольких неконституционных оснований для давления на правительство. Арсения Петровича сажают на короткий поводок. Предварительно вытерев об него ноги («коалиционное соглашение (…) не может быть короткой бумажкой на три страницы»; от себя добавлю – оно должно быть длинной бумажкой, их еще в рулончики сворачивают).

Оно, конечно, в ходе переговоров можно ограничения из текста удалить, но стоит только президенту (или, хотя бы, Луценко) обратиться к общественности, как Яценюк оказывается в неудобной ситуации. Он-то на протяжении всей кампании демонстрировал единство европейских и демократических сил… Не может же он оказаться теперь в оппозиции вместе с людьми, которых сам президент назвал «не героями нашего времени».

- Ну и, наконец, – обновление правительства. Никаких квот. Только профессионализм.

Эта идея, как раз, абсолютно противоречит европейской политической практике, в которой правительства формируются по политическому признаку, а сами министры – не чиновники-профессионалы, а именно политики. Зато под этим предлогом можно отбросить претензии Яценюка и НФ на контроль над силовым блоком, да и вообще – лишить премьера поддержки в Кабмине, который является коллегиальных органом.

Резюме – президент проиграл парламентские выборы, но у него остается возможность переиграть их итоги неэлекторальным образом. И он использует эту возможность.

Донбасс

Безусловно, славословия в адрес выборов в Раду на Донбассе, при сильно завышенной явке в треть избирателей, захватах избирательных комиссий и фальсификациях, которые был вынужден признать даже КИУ, впечатляют. Равно как впечатляют и рассуждения о террористах, которые себя коронуют в короли путем выборов. Это свежо. Особенно мне понравился пассаж о том, что украинская власть предоставила жителям Донбасса возможность провести «правильные» выборы 2 декабря (то, как Порошенко и Рада сорвали проведение ими же назначенных выборов, я описал в отдельной статье).

Читайте также:  Зрада, как она есть. Одни сутки из жизни аграрной сверхдержавы

Но это – оформление. А содержание немного другое.

Намерение президента обсудить отмену закона о Донбассе можно, конечно, расценить как попытку ужесточить условия перемирия. Новый закон предлагает «бюджетную децентрализацию, которая снимет болезненный вопрос, кто кого кормит», а восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса возьмет на себя МВФ (тезис рассчитан на крайне интеллектуально невзыскательную аудиторию – МВФ никогда не дает деньги на реальную экономику, только на стабилизацию государственных финансов).

Радостные «патриоты» тут же раструбили, что теперь-то уж ДНР и ЛНР признают в качестве террористических организаций, а «Лугандон» скончается в муках из-за внешней блокады.

Думаю, однако, что не все так просто.

На самом деле отмена закона уже давно назрела, поскольку он не выполнил своих функций. Впрочем, он и не мог их выполнить – на момент его принятия республики Новороссии ушли слишком далеко по пути формирования собственной государственности. После выборов 2 ноября он и вовсе потерял смысл.

Сейчас у президента два пути.

Первый предполагает проведение переговоров о дальнейших отношениях между народными республиками и Украиной с законно избранными лидерами этих самых республик (они вполне договороспособны).

Отказ от старого закона является, в общем-то, условием для начала содержательных переговоров – на этой базе договариваться не о чем. Новый же закон будет, по сути, договором с государствами, уже фактически вышедшими из состава Украины. Особенно интересен тут намек на создание СЭЗ (такая зона уже «создана» в Крыму, что стало официальным признанием экономической независимости региона от Киева).

Ну а высокоинтеллектуальной украинской публике, которая до сих пор кормится сказками про голод в Крыму, надлежит подбросить информацию о том, что на Донбассе все будет хуже, чем в Украине.

Читайте также:  Что Порошенко хочет от ООН, и только?

Второй путь предполагает отказ не только от закона, но и от перемирия и возобновление боевых действий.

Порошенко – сторонник мирного решения конфликта, но сейчас ему нужна война, поскольку проблемы с вооруженными радикалами никуда не делись (я уже описывал эту угрозу в статье). Да, самых отмороженных уложили вокруг Саур-могилы и Иловайска, однако доблестные бойцы АТО продолжают слать угрозы президенту. Правда, нельзя исключать, что часть этих угроз – просто элемент коалиционной игры Яценюка. Но – только часть.

Учитывая истерику Тымчука, который внезапно проснулся и обнаружил огромную наступательную группировку армии Новороссии, возобновление боевых действий, которое, вполне вероятно, закончится новыми иловайсками (под Мариуполем, например, как вангует командир «Азова» Белецкий). В которых и будут перемолоты наиболее радикальные радикалы.

В этом свете совершенно иначе выглядят рассуждения президента о новом законе, прекращении огня и, особенно, о об определении районов с особым порядком местного самоуправления. Напомню, что за полтора месяца, которые минули с момента принятия старого закона о Донбассе, Рада так и не соблаговолила определить эти районы. Не намек ли это на то, что территория, контролируемая республиками, может существенно расшириться?

РИА Новости Украина