рейдерский захват

Киев: рейдерский захват русской школы на фоне евромайдана

Попытка рейдерского захвата киевской школы №25 не осталась незамеченной даже на фоне Майдана. Были и телевизионные сюжеты, и заседание в министерстве образования. Кроме того, это история имеет небезынтересное предисловие и наверняка будет иметь определенные последствия. Уже просто поэтому ее стоит описать в деталях.

Субъект и объект

В качестве захватчика выступала общественная организация «Украина православная», которую возглавлял Олег Бойко-Бойчук.

Сама по себе эта личность весьма интересная и многогранная – он много и активно занимался политикой (был помощником Виктора Пинзеника, руководил Николаевским областным штабом «Нашей Украины» в 2002 году), коммунальными вопросами (был заместителем мэра Николаева, работал с Александром Поповым в бытность последнего министром), возрождал казачество. Потом, заручившись поддержкой видных деятелей нынешней администрации (в первую очередь – представителя президента в Верховной Раде Юрия Мирошниченко) и священноначалия УПЦ, занялся православием.

Объектом захвата стала средняя общеобразовательная школа №25. Одна из немногих с русским языком обучения. Адрес – улица Владимирская, дом 1. 

Это самое сердце исторического Киева. Окна школы выходят на Андреевскую церковь и остатки фундамента Десятинной церкви. О стоимости участка, на котором расположена школа, можно сказать только одно – очень дорого.

Именно близость к историческому центру киевского православия спровоцировала особое внимание захватчиков, о чем прямо говорил наместник Десятинного мужского монастыря архимандрит Гедеон (Харон). В июле 2011 года он «скромно» отметил, что «киевская школа №24 (так в источнике – Авт.) (ул. Владимирская), построенная из камня взорванного Десятинного собора, работает по написанной нами программе для детей и взрослых. Сейчас администрация школы даже хочет реорганизовать светскую школу в первую в Украине православную гимназию».

Между прочим, в этот район стремятся и другие конфессии. Андреевская церковь досталась УАПЦ, а в Десятинном переулке уничтожают остатки дворца князя Владимира строители, нанятые УПЦ-КП.

Технология захвата

Предлогом для проникновения организации в школу стали эксперименты, которые, с подачи министерства, щедрой рукой рассыпаются по киевским школам. Что интересно, каждое из нововведений, и даже все они вместе, особого беспокойства вызвать не могли…

1. Я склонен верить чиновникам Шевченковской районной администрации, утверждающим, что в марте 2011 года они присутствовали при открытии «ресурсного центра», который должен был бы привлечь спонсоров и помочь школе решить финансово-хозяйственные вопросы.

Но я совершенно не верю в то, что чиновники районо «не заметили», что вместо «ресурсного центра» в школе возник Центр Православной культуры имени Святой Равноапостольной княгини Ольги, под который была выделена отдельная классная комната (об этом сообщал стенд, установленный в фойе школы). Класс был поставлен на сигнализацию, ключей школьная администрация не имела. 

Естественно, применялось помещение не по назначению. Школа, и так небольшая, лишилась кабинета биологии. Ну а в бывшем классе, превращённом, по сути, в конференц-зал, проводились мероприятия «Украины православной» и близлежащего прихода, расположенного в незаконном сооружении рядом с Историческим музеем…

Понятно, что все это противоречило сразу нескольким статьям закона об образовании, но… Но районо предпочло ситуацию не замечать.

2. В 1-а классе (набора 2011 года) был внедрен эксперимент «Русская классическая школа» на основе методики К.Д. Ушинского (центром распространения этой методики является Екатеринбург).

Безусловно, фамилия великого русского педагога никаких негативных мыслей не вызывает. Сама методика хорошо известна, судя по всему, именно по ней учились, например, мои родители в 1950-х годах.

Однако, «переизданием» методики занимались, видимо, грантоеды, для которых отчет и откат важнее, чем дело. Программа не была доработана в соответствии с современными методическими и образовательными требованиями. В качестве учебных пособий были использованы учебник арифметики Пчелко и Поляка изданный в 1957 году, а также «Родное слово» Ушинского изданное аж в 1864 году (правда, яти были благоразумно удалены)! «Авторы» методики даже проигнорировали то, что «Родное слово» является приложением к букварю. Букварь – книга идеологическая. Переиздать книгу царского или советского времени было невозможно – слишком явными были бы анахронизмы, а писать собственный учебник не хотелось и/или неумелось.

Читайте также:  Размышления о социальной урбанизации

Самое интересное, что на момент начала преподавания учебников в наличии не было, а позже, когда школа проходила аттестацию, их прятали от проверяющих! Как удалось начать методически необеспеченный эксперимент – вопрос к министерству.

Зато у учеников появилось много свободного времени на уроках, которые нашлось чем заполнить…

3. В школе был внедрен факультатив по христианской этике. Однако, факультативом (к которому также есть масса вопросов) дело не ограничилось.

Фактически в школе был создан религиозный класс, в который собирали детей из воцерковленных семей из Киева и пригородов. К классу были прикреплены два священника (один из них – «в штатском», в миру – сотрудник института психологии). Дети, разумеется, непрерывно крестились, молились и при первой же возможности их водили в церквушку около фундамента Десятинки…

Основания? Директор просветительского центра «Троицкий» Елена Хавченко обозначила их просто: родителям православного вероисповедания не запрещено участвовать в формировании воспитательной политики заведения, где учатся их дети. 

Видите как все просто? А вы там что-то лепечете о статье 35 Конституции, статьях 6, 8 и 9 закона об образовании… Кстати, митрополит Александр (Драбинко) считает, что Статья 35 вообще не для него написана, поскольку не соответствует Евангелию.

Между тем, в интернете появились объявления о наборе в новый «православный» класс, подписанные людьми, уж точно не имевшими оснований подменять администрацию школы – преподавателем христианской этики на 0,25 ставки Людмилой Евсюковой и руководителем центра им. Княгини Ольги Анной Ружицкой. Тестировать же детей должны были священник (!) и «православный психолог» – Алексей Мартюшев, автор небезынтересного интервью «Как захватить власть. Религиозная составляющая политтехнологий».

Правда, по новой программе класс набора 2012 года не пошел – проведенная в 2011 году аттестация выявила в уже существующем классе удручающе низкий уровень знаний, а постоянные посещения школы священниками уж слишком явно нарушали законодательство.

4. Самым безобидным нововведением, привнесенным в школу, стала «школа полного дня». По сути, это продленка в которой свободное время занимается кружками и факультативами. Никаких вопросов этот проект не вызывал тогда, не вызывает и сейчас.

Но и тут были свои особенности. Например, на хоровом кружке, как узнали родители, дети разучивали псалмы. Хотя в программе были расписаны детски песенки…

Ознакомившись с полученным по запросу списком кружков и факультативов, родители пришли в еще большее замешательство. Вот, например, насколько в школе нужен факультатив философии? Думаю, что не особенно… А 0,25 ставки для «нужного» человека и голос на педсовете?

В ноябре 2013 года захват вошел в заключительную стадию. Учителей оповестили о том, что в школу вот-вот будет назначен новый директор –Евсюкова. Поползли слухи о грядущих сокращениях.

Слухи были вполне обоснованными – судя по попавшим в руки родителям документами, школа должна была закрыться на реконструкцию в ближайшее время. Что должно было произойти дальше, точно сказать невозможно.

В соответствии с планами «Украины православной» вместо школы должен был быть учрежден «Владимирский коллегиум» – та самая «православная гимназия», а вокруг нее – «Владимирград», предполагающий захват близлежащих музыкальной школы, библиотеки, детского сада и других объектов.

В то же время, мобилизационные способности «православных» оказались не слишком  велики – в оба первых класса удалось набрать не более чем по 15 детей из религиозных семей. Вполне вероятно, что из-за низкой наполняемости школа утратила бы статус учебного заведения и стала бы, например, бизнес-центром.

Школа наносит ответный удар

Планы по захвату школы стали известны родителям, из которых довольно быстро сформировалась инициативная группа.

Читайте также:  Население Украины: общая численность, занятость, миграция

18 ноября несколько родителей начали собирать подписи под заявлениями в защиту школы. Подъехала съемочная группа ТСН.

В тот же день была уволена и.о. директора школы Наталья Гура.

Уже на следующий день новая и.о. директора – Неля Руденко провела общешкольное родительское собрание. Родители и учителя были в шоке от услышанного. Бойко-Бойчуку не дали говорить.

На собрании был избран новый состав родительского комитета и приняты следующие решения.

  • удалить из школы любые общественные организации;
  • прекратить религиозную пропаганду;
  • вернуть школе захваченный учебный кабинет;
  • вернуть в школу Наталью Гуру.

Позже добавилось требование учесть мнение учителей и родителей при назначении нового директора (прежний был уволен еще в октябре).

Родительский комитет начал отчаянную борьбу за спасение школы. Были написаны десятки писем во все мыслимые инстанции – от районо, до кабмина и администрации президента. Множество родителей вели работу самостоятельно, обращаясь к своим высокопоставленным знакомым.

«Украина православная» не смогла ничего противопоставить организованности и напору родителей. Отчасти, возможно, потому, что почти одновременно начался «евромайдан», который отвлек внимание поддерживавших рейдеров политиков.

Нарушения законодательства в ходе сотрудничества школы с «Украиной православной» были настолько очевидны, что и начальник районо Евгения Яровая, и заместитель главы районной администрации Виктор Давиденко согласились с требованиями родительского комитета.

Однако, процесс шел слишком медленно. Оперативно удалось решить только вопрос прекращения эксперимента по программе Ушинского (статус которого и так был неопределенный).

Тогда родительский комитет пошел на крайний шаг и 15 декабря, в день довыборов в Верховную Раду (в школе находится один из участков 223 округа) провел пикетирование школы. Здание было украшено детскими рисунками, в руках детей и взрослых появились плакаты с требованием оставить школу детям и ехидно интересовавшимися, почем опиум для народа. Приехала съемочная группа программы «Абзац» Нового канала, а разрешать конфликтную ситуацию приехал замглавы районной администрации Анатолий Баган.

Понять обеспокоенность властей можно, если учесть, что на этом участке голосует множество ВИП-персон украинской политики, включая бывшего президента Кучму и действующего премьера Азарова.

Уже на следующий день состоялась встреча делегации родителей и учителей школы с главой районной администрации Сергеем Зиминым, на которой был определен конкретный порядок решения всех проблем школы.

19 декабря прошли выборы директора, в которых участвовали учителя школы и родительский комитет. Директором был избран начальник Святошинского районо Игорь Адаменко.

Справедливости ради надо вспомнить, что замначальника Шевченковского районо Ирина Муценко пыталась пресечь этот «праздник демократии» и «волевым решением» назначить школе «нужного» директора. Но встретила дружный отпор и вынуждена была ретироваться.

В результате школа добилась даже большего, чем предполагалось сначала.

- 22 декабря «Украина православная» была выселена из школы, часть ее оборудования была оформлена как дар для использования в школе.

- В школе появился новый директор, причем киевская школа №25, по-видимому, является единственной в стране, где директор был избран, а не назначен (по закону назначение осуществляет гороно, но директор Департамента образования и науки КГГА Оксана Добровольская учла пожелания учителей и родителей буквально).

- Завуч Наталья Гура вернулась в школу уже 23 декабря.

Родительский комитет поблагодарил руководство районной администрации за понимание и сотрудничество. Вполне заслуженно, если учесть, что у захватчиков было неслабое политическое прикрытие.

Захватчики и церковь

Бойко-Бойчук явно не рассчитал свои силы и совершенно напрасно не учел сопротивление материала – все же речь идет о школе с давними традициями и с вовсе не простыми родителями и выпускниками. Достаточно сказать, что в школе учатся дети дипломатов из 22 стран мира…

С другой стороны, его наверняка подгонял архимандрит Гедеон, руководящий процессом захвата и уничтожения остатков фундамента Десятинной церкви (под видом ее восстановления, разумеется).

Кстати, а какое отношение имеют захватчики к церкви?

Читайте также:  Несколько слов об одной книжной избирательной кампании

С одной стороны, все вроде бы очевидно.

Варварская застройка Старокиевской горы действительно одобряется частью священноначалия УПЦ, хотя блаженнейший митрополит Владимир, по словам главного архитектора Киева Сергея Целовальника, против строительства новой церкви на историческом фундаменте (но, разумеется, не против восстановления Десятинной церкви).

Так же как именно под руководством Священного Синода УПЦ продавливается программа создания в школах духовно-просветительских центров и введения факультатива «христианской этики». Последний вовсе не напрасно вызывал нарекания со стороны педагогов и философов – фактически это программа катехизации, та же, что воскресных школах. «Этика» в этой программе выглядит весьма своеобразно – в виде ненависти не только к иноверцам и атеистам, но даже и к тем православным, которые почему-то считают, что в школе надо учиться, а в храме – молиться… Кстати, среди паствы Десятинной церкви принято всех несогласных именовать «язычниками».

С другой стороны, трудно не заметить странности в деятельности и Бойко-Бойчука, и Гедеона.

Вот, например, ученикам 2-а класса было сказано, что Новый Год – вообще не праздник для православных. Я, в общем, в курсе, что Новый Год был принесен Петром I как праздник сугубо светский, а то, что он попадает на рождественский пост, само по себе исключает масштабное празднование, но не думал что противоречия старо- и новообрядцев остры до сих пор. Тем более, что священники не только празднуют наступление Нового Года, но и оправдывают это деяние с богословской точки зрения (см., например, небезынтересный текст о. Павла).

Или вот занимательное суждение специалиста по восстановлению храмов Гедеона: «мы молимся, чтобы Киевский и Московский патриархаты объединились». Может ли сказать такое православный монах? Слабо верится. С его точки зрения «киевский патриарх» Филарет должен быть раскольником и анфемой. О каком объединении может идти речь? Об объединении благодатной Православной Церкви и изверженных из нее раскольников? Так тут надо говорить о покаянии и возвращении в лоно.

Кстати, что-то такое же писали о бывшем руководителе «Украины православной», бывшем же нардепе Шркибляке – ему, дескать, все равно в какой церкви молиться, лишь бы она называлась православной…

Методы же обработки паствы, используемые в десятинном приходе, больше напоминают методы тоталитарных сект. Во 2-а классе не все дети были из религиозных семей, сейчас эти семьи успешно воцерковлены. А в конце 2013 года одна из прихожанок сошла с ума.

Да и политическое прошлое Бойко-Бойчука, его жены и психолога Мартюшева вызывает вопросы. Не готовится ли при помощи захвата школ послушный электорат для возведения на пост президента очередного «святого»? С Ющенко, тоже, кстати, «православным», это ведь получилось…

Позитивный эпилог

Самоорганизация родителей школы №25 дает яркий пример того реального гражданского общества, которое может существовать и существует уже в Украине. Не политизированных и грантоедских подделок, а именно стихийной самоорганизации.

Стартовав практически одновременно с «евромайданом», акция родителей 25-й школы закончилась гораздо раньше. Причем – полным успехом. Просто потому, что были правильно поставлены цели и определен план действий.

Говорят, что «малые дела» не работают. Согласен – если вы политик, который думает о результате следующих выборов, то таки да – не работают. А в масштабе всего общества…

На примере 2004 года мы видели, как гора родила мышь. Масштабное общественное движение изменило власть, но не изменило страну. Гражданское общество на Майдане не родилось – это была смесь стихийного протеста и политтехнологий.

Страна меняется в ходе реальной низовой общественной активности и самоорганизации, которая ежедневно зарождается в стране и часто заставляет считаться с собой власть.

Автор: Иван Литин

иаrex

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *