Политконсультанты

$250 млн на людей потратят партии и мажоритарии

Политконсультантов используют не только по прямому назначению, но и для «распила» бюджетов

Политконсультанты, принимающие участие в нынешней избирательной кампании, любят Facebook.  В марте 2011 года на этом ресурсе появилась закрытая группа «конференция политтехнологов, политконсультантов, политменеджеров». Ее создали представители PR-группы «Ассоциация политических консультантов Украины»  Павел Карайченцев и Николай Волгов.

Оба известны в первую очередь по работе на местных выборах 2010 года. «Политконсультанты пересекались, знали друг друга, многие имели опыт совместной работы. Но времени для регулярных встреч у нас не было, зато у всех есть аккаунты на Фейсбуке. Теперь у нас есть единая площадка для общения», – говорит Волгов.

По его словам, сейчас в группе 390 членов, еще 17 человек подали заявки на членство. «Все эти люди, зарабатывают на жизнь политконсалтингом. Группа позволяет обсудить проблемы практического и теоретического характера, найти субподрядчиков и тд.», – говорит Волгов. Всего в Украине, прикидывает он, около 1500 специалистов по избирательным технологиям.

«Это достаточно узкая «тусовка», в которой почти все в той или иной степени знают друг друга», – говорит  Артем Биденко, президент консалтинговой компании SA Рolitical Communications . По его словам, закрытость и теснота «тусовки» приводит к тому, что на нынешних выборах хорошие политконсультанты в той или иной степени
Журналисты привыкли подавать информацию в виде схем – тот работает с этим политиком, этот – с тем. На самом деле, на уровне избирательной кампании партий все работают со всеми.
Артем Биденко, президент SA Political Consulting

работают со всеми ключевыми партиями – участниками избирательной гонки. «Журналисты привыкли подавать информацию в виде схем – тот работает с этим политиком, этот – с тем, – говорит политтехнолог. –  На самом деле, на уровне избирательной кампании партий все работают со всеми».

«Тусовка»

Официально Биденко работает над рекламной кампанией политической партии «Зеленая планета». Параллельно время от времени консультирует по вопросам рекламы Ростислава Павленко, главу департамента аналитической информации партии УДАР. Иногда предоставляет подобные консультации и Олегу Медведеву, который называет себя политтехнологом объединенной оппозиции. Некоторое время назад Биденко консультировал и Партию регионов.

Читайте также:  Ближневосточные беженцы вряд ли обрадуются перспективе жизни на Украине

По словам Биденко, в избирательной кампании каждой из крупных партий принимает участие несколько десятков политических консультантов. «Эти люди могут консультировать избирательный штаб по какому-то конкретному направлению, но сами решений не принимают – это епархия руководства штабов», – говорит консультант.

Один из влиятельных украинских политтехнологов, говоривший с Forbes.ua на условиях анонимности, предложил другую версию массового привлечения партиями всевозможных консультантов на время избирательной кампании.

«Вся деятельность, связанная с рекламой с выборами – это воровство, – сказал он. – Людям, которые входят в избирательный штаб, необходимо освоить бюджет. Проще всего для этого привлечь к работе массу всевозможных консультантов и технологов». Поскольку рынок политконсалтинга никак не упорядочен, четких расценок у такого рода консультантов  не существует, «поэтому стоимость услуг специалиста зависит от того, иностранец он или украинец, насколько громко звучит его имя и т.д. На самом деле консультант получает 40-50% его официального оклада – остальное идет в карман человеку, который проллобировал его привлечение».

Денежные места

По оценке Волгова, в структуре расходов партий и кандидатов на оплату труда, в том числе консультантского, приходится до 25%. В среднем избирательная кампания кандидата – претендента на победу в мажоритарном округе стоит не менее $1 млн. «В каждом округе как минимум два таких кандидата, – говорит Игорь Душин, политтехнолог, председатель Либерально-демократической партии Украины. – Путем нехитрых арифметических действий можно подсчитать общие затраты на зарплаты сотрудников избирательных штабов и привлеченных специалистов». Если так считать, на оплату труда кандидаты потратят не менее $122 млн.
$250 млн
потратят участники выборов на оплату труда консультантов и сотрудников штабов

Аналогичные затраты для политических партий Душин подсчитать не берется. Но Биденко считает, что сумма примерно такая же. «По моим расчетам, только партия «Украина  – вперед!» уже потратила на избирательную кампанию около $50 млн., хотя до выборов остается полтора месяца», – говорит Биденко. Таким образом, всего на зарплаты сотрудникам штабов и консультантам участники выборов потратят около $250 млн.

Помимо украинских политконсультантов участники выборов, в первую очередь партия «Украина – Вперед!», сотрудничают с российскими специалистами. Наталье Королевской помогают россияне Николай Гастелло и Николай Доронин. Еще со времен президентских выборов, когда они консультировали Сергея Тигипко, украинские коллеги прозвали их «два Коли». Источники forbes.ua утверждают, что в качестве субподрядчика они привлекли красноярскую компанию «Вертикаль», которую возглавляет Сергей Толмачев. Гастелло ситуацию не комментирует. «Я не знаю, что такое «Вертикаль», и с Толмачевым не знаком. Любые комментарии – только после выборов», – говорит он.

Читайте также:  Актуальное интервью о ситуации на Украине

«Информацию о Гастелло и Доронине в прессу «слили» специально, – говорит на условиях анонимности один из украинских политконсультантов. – Объясняется это очень просто: ребята сидят на коллосальном бюджете, а с местными коллегами делиться не хотят. Привлекают только своих коллег из России. Вот им и показали, что так поступать нельзя».

Кто все эти люди?

Лишь единицы из числа политконсультантов признают, что официально предоставляют свои услуги той или иной партии. Например, Василий Стоякин, руководитель Центра политического маркетинга подтвердил forbes.ua, что он, а также Андрей Золотарев, руководитель Центра политического консалтинга ( г. Днепропетровск), в нынешней избирательной кампании консультируют Коммунистическую партию Украины (КПУ).

«Да, я консультирую КПУ. Но никаких решений я не принимаю., – говорит Стоякин. – Этим занимается руководство избирательного штаба партии. Наша работа – скорректировать их работу, чтобы она нашла отклик у избирателя». В то же время сразу два независимых источника сообщили forbes.ua, что  дизайном рекламных материалов КПУ занимались маркетологи из корпорации Roshen Петра Порошенко.

Только немногие  консультанты работают с политиками и партиями на постоянной основе. Виталий Кличко уже много лет пользуется услугами Мирона Василика, старшего вице-президента украинского представительства  PBN Сompany. Сразу несколько источников сообщили forbes.ua, что Василик принимал  участие в формировании избирательного штаба партии УДАР. В частности, порекомендовал на должность руководителя департамента стратегического планирования Ростислава Павленко.

Ключевые решения по избирательной кампании в УДАРЕ принимают как минимум два человека: Виталий Ковальчук, который возглавляет избирательный штаб партии, и Павел Рябикин, координирующий работу региональных избирательных штабов. Каждый из них привлекает в качестве консультантов специалистов со стороны.

В свою очередь,  Андрея Клюева, главу избирательного штаба Партии регионов, уже много лет по медийным вопросам консультирует его внештатный советник Игорь Сторожук. Он  известен работой на должности пресс-секретаря Леонида Кучмы, в начале 2000-х возглавлял Национальную телекомпанию Украины. В 2010 – 2012 гг., во время работы Клюева в должности первого вице-премьера, Сторожук руководил департаментом массовых коммуникаций Секретариата Кабмина.

Читайте также:  Болото коррупции, "тушкование" и 30 млн лишних людей. Эксперты подводят итоги недели

Помимо Клюева в ПР есть еще несколько человек, которые влияют на ход избирательной кампании партии, и каждый из них также пользуется услугами политконсультантов. В первую очередь это Сергей Левочкин, глава администрации президента. Его консультант по медийным вопросам – российский специалист Игорь Шувалов. С ним также сотрудничает Юрий Левенец, академик, директор Института политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины. В СМИ неоднократно появлялась информация о том, что именно Левенец, а также члены его команды Виктор Котигоренко и Виктор Войналович занимались стратегическим планированием избирательной кампании Партии Регионов на нынешних выборах.

Сам Левенец на тему своего сотрудничества с ПР говорить отказался. «Есть такое понятие, как профессиональная этика, поэтому вопрос, кто является моим клиентом, я не обсуждаю», – говорит он. По информации forbes.ua, Левенец так же консультирует целый ряд кандидатов в нардепы по мажоритарным округам от Партии регионов.

Влияние на принятие решений штабом ПР имеет и вице-премьер Борис Колесников; он пользуется услугами украинского политконсультанта Ореста Сохра. На последних парламентских выборах Сохр консультировал «Блок Юлии Тимошенко».

В отличии от Партии Регионов, объединенная оппозиция услугами политконсультантов на постоянной основе не пользуется. У партии «Батьківщина» бюджет ограничен, поэтому разработкой стратегии объединенной оппозиции от этой партии занимается Олег Медведев, депутат Киевского городского совета, вице-президент Украинской PR-лиги. Он участвовал и в президентской кампании Юлии Тимошенко в 2010 г. Ему помогают нардеп от «Батьківщини» Александр Абдуллин, а также Игорь Жданов, президент фонда «Открытая политика».

Лидер «Фронту змін» Арсений Яценюк имеет негативный опыт сотрудничества с политтехнологами во время последних президентских выборов. Тогда его кампанию вели российские политконсультанты Тимофей Сергейцев, Дмитрий Куликов и Искандер Валитов. Сейчас в разработке стратегии объединенной оппозиции от Яценюка принимает участие его заместитель Андрей Пышный.

Два независимых источника сообщили forbes.ua, что объединенная оппозиция время от времени привлекает в качестве консультантов сотрудников московского Центра политического консультирования «Николло М» Игоря Минтусова. Хотя сам Минтусов в избирательной кампании участия не принимает.

По материалам: Forbes Україна