Социальная политика Виктора Януковича

Социальная политика Виктора Януковича

В Викторе Януковиче борются два начала. Сам он считает себя человеком левых взглядов. Однако, как представитель очень крупного капитала, он последовательно проводит либеральные реформы. Сам по себе пакет реформ, которые реализует правительство, направлен на то, чтобы до минимума сократить социальные расходы государства. Нужно это в целях экономии – государство должно сосредоточиться на обеспечении интересов олигархов, не размениваясь на т.н. «граждан»…

Первая и главная задача – приватизация всего, что еще осталось в государственной собственности. Включая, например, заводы оборонно-промышленного комплекса и, главное, землю сельскохозяйственного назначения. В собственности государства должны остаться только объекты принципиально неприбыльные, но нужные всем. Например, не предполагается (пока) приватизация инфраструктуры железной дороги и гидроэлектростанций – на их содержание нужны значительные капитальные инвестиции, которые украинский бизнес делать не хочет и не будет.

Вторая задача – не «наказывать» крупный бизнес высокими налогами. Именно поэтому, в частности, в ходе подготовки Налогового кодекса были, по сути, проигнорированы предложения коммунистов ввести прогрессивное налогообложение, налоги на роскошь, на операции с оффшорами, на недвижимость и т.п. Зато автор проекта вице-премьер Сергей Тигипко обещал проверять, действительно ли матери-одиночки заслуженно получают материальную помощь (при этом, показателем хорошего материального положение было названо… наличие нового велосипеда).

Разумеется, при таком подходе взять деньги на осуществление социальной политики просто негде. Соответственно и социальные обязательства государства сокращаются.

В рамках пенсионной реформы дефицит Пенсионного фонда решено сократить путем сокращения числа пенсионеров – через повышение пенсионного возраста (рекомендовано МВФ).

В рамках реформы ЖКХ предполагается повышение коммунальных тарифов с последующей реприватизацией жилья неплательщиков (рекомендовано МВФ, но решающее повышение тарифов перед выборами отказывалась проводить Тимошенко, отказывается проводить и Азаров – потому МВФ не дает денег «реформаторам»). В рамках реформы железнодорожного транспорта предполагается отменить (под предлогом убыточности и ненадлежащего технического состояния) ночные поезда и пересадить всех на дневные электрички с одновременным прекращением субсидирования (для понимания – на обычном поезде «Киев-Днепропетровск» билет стоит 250 грн., на несубсидированном «Хёнде» – 500).

Читайте также:  Как выживать будем? Неделя промышленности и "свой путь"

В рамках медицинской реформы предполагается ликвидация существующей системы предоставления медицинской помощи и создание совершенно новой системы, в которой, например, «семейным врачам» будут доплачивать за ненаправление (!) пациента в стационар.

В рамках административно-территориальной реформы предполагается укрупнение районов и территориальных общин (сельсоветов), что позволит радикально сократить административный аппарат и социальную сферу, что сделает государственные услуги в принципе недоступными для большинства селян. Впрочем, на фоне предстоящей продажи земли, слишком большая численность сельского населения и не нужна – по словам бизнесменов-аграриев, им достаточно 20% сельского населения. Остальным надо создать условия, при которых они, продав землю, в селе не останутся.

Содержание конституционной реформы пока неизвестно, но, нет сомнений, что затеяна она, во многом, для ликвидации социальных гарантий, закрепленных в тексте как уступка левому большинству Верховной Рады в 1996 году.

Кстати, в конце прошлого года, эти самые конституционные гарантии привели к конфликту с активными и влиятельными группами афганцев и чернобыльцев. Под предлогом отсутствия средств в бюджете был принят закон, по которому правительство могло не финансировать социальные льготы. Это вызвало массовые протесты и тут пришлось отступить.

Кстати, экономия – экономией, но реформы вовсе не исключают возможность заработать для их проведении. Довольно смешно выглядят типовые преамбулы к «реформаторским» законам, выглядящие примерно так: «Существующая система пришла в полный упадок из-за отсутствия бюджетного финансирования. Вместо того, чтобы ее профинансировать, предлагаем создать совершенно новую систему. Сколько это будет стоить – не знаем, но много». Главврач стоматологической поликлиники из Луганска, секретарь горкома КПУ Игорь Шубчинский дал блестящую характеристику такого способа проведения реформ: «у нас нет денег на «жигули», поэтому давайте купим «мерседес».

Читайте также:  Национальная безопасность по-украински: Порошенко закрепил в законе войну в Донбассе

В 2012 году появилась новая тема – приближаются выборы, а выходить на них с лозунгом «бедные заплатят за богатых» не самое разумное решение. К тому же, оказалось, что в бюджете таки действительно нет денег. Совпали два фактора – социальные расходы сокращаются слишком медленно, а расходы государства (на Евро-2012 и на те же реформы – см. выше), напротив, растут. Для решения этих вопросов были использованы два механизма.

Во-первых, это «социальные инициативы президента», старт которым был дан заявлением главы государства в марте месяце. Они предполагают: повышение минимум на 100 грн. размер пенсий 9 млн. пенсионерам; выплату в июне-декабре 2012 года 6 млн. вкладчикам Сбербанка бывшего СССР компенсаций по обесцененным вкладам (как при Тимошенко – по 1 тыс. грн.); проведение перерасчета страховых выплат инвалидам, получивших травму на производстве; восстановление программы строительства доступного жилья; внедрение регулирования цен на лекарства и др.

Следует отметить, что «социальные инициативы» явно готовились впопыхах, без детальной проработки и согласования позиций между КМ и АП. В результате, например, оценки затрат, необходимых для реализации инициатив, в заявлениях разных чиновников «плавали» от 16 до 26 млрд. грн. (на минуточку – как вам такая «вилка»?).

Реализуются они тоже по-разному.

«Сбербанк», например, учтя опыт раздачи «юлиных тысяч», к выдаче «витиных тысяч» подошел ответственно и технологично. В результате, ажиотажа и очередей не наблюдается (в 2008 году были несколько случаев смерти людей в очередях за деньгами), но, с другой стороны, и пропагандистский эффект акции снижен до минимума.

А вот программа доступного жилья, предполагавшая выделение кредитов под 3% годовых (разница с коммерческой ценой кредита покрывается государством), судя по всему, провалилась. К 14 июня было выдано лишь 40 кредитов. По-другому, впрочем, и быть не могло:

Министр ЖКХ Анатолий Близнюк заявил, что квартира по программе «Доступное жилье» площадью 40 кв. м. в Киеве будет стоить 350 тыс. грн. Максимальная сумма первого взноса (25% от стоимости квартиры) составит около 90 тыс. грн. (87 500 грн).

Читайте также:  Они пересекаются. Две тенденции в общественном мнении Украины

90 тыс. гривень это всего-то 11 тыс. долларов. Средняя зарплата киевского учителя – 2400 гривень, врача – 1300. прожиточный минимум в первом квартале 2012 года – 1017 грн. Месячный «доход» семьи из врача и учителя – 1666 грн. На первый взнос семье (без детей!) придется копить больше 4-х лет, отказывая себе буквально во всем, кроме самого необходимого.

Размер ежемесячного платежа по этой программе – 5 527 грн. Всего-навсего втрое больше доходов той самой семьи из двух человек, для которой кредит, якобы, предназначен...

Во-вторых, было решено вернуться к некоторым предложениям времен принятия Налогового Кодекса. В частности, правительству было поручено обложить налогами операции с оффшорными зонами и ввести налог на предметы роскоши. «Социальный» вице-премьер Сергей Тигипко взялся за дело.

Налог на оффшоры действительно был введен, но он удивительным образом касается только тех территорий, с которыми украинский бизнес осуществляет примерно 5% операций.

Налог на роскошь появился в количестве трех законопроектов (от Тигипко, от минфина, от КПУ), причем первые два проекта были раскритикованы, поскольку выводили из-под налогообложения имущество богатых людей, но затрагивали интересы не только «среднего класса», но даже и бедняков (под налог попадали большие дома в селах). В результате, закон так и не был принят.

Резюмируя, можно сказать, что генеральная линия социальной политики Януковича – сокращение обязательств государства перед основной массой населения. Если же что-то делается в противоположном направлении, то это значит, что скоро выборы… Впрочем, ожидаемый эффект от тех же социальных инициатив сугубо негативный – рост инфляции и т.п.

Политком.Ру

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *