партия власти

«Партия власти»: исторический очерк

Что такое «партия власти»

Поговорка 90-х годов гласит – «какую партию не создаем, все равно получается КПСС».

Причина такой ситуации очевидна – КПСС длительное время была единственной партией, доступной для изучения гражданами СССР.

Соответственно, нормы партийной жизни, технологии партийного строительства и принципы партийной работы, характерные для КПСС, пытались реализовать в новых партиях, действующих в совершенно других условиях.

Одним из моментов, который всем без исключения лидерам партий хотелось реализовать в своей деятельности, был статус «руководящей и направляющей силы», выражающийся через контроль партийного аппарата над деятельностью органов государственной власти. Впрочем, и сами государственные деятели, вдруг оказавшиеся беспартийными, немедленно почувствовали необходимость идеологического обеспечения своей деятельности – вспомним Леонида Кучму, который просил ему объяснить, что, собственно, надо строить…

Однако из идеи партии как силы осуществляющий «авторский контроль» над реализацией определенной идеологии ничего не вышло, а термин «партия власти» обозначает всего лишь формализованное объединение части государственного аппарата (чиновников и депутатов), подстраивающееся под лидера, занимающего высший административный пост. Обычно таким лидером был глава правительства или администрации. Из президентов зафиксировал свое отношение партии в качестве «почетного председателя» только Виктор Ющенко.

Смысл «партии власти» состоит в формировании избирательной машины и вхождении в парламент в качестве силы, поддерживающей действующего президента. Однако «партии власти» никогда не получали существенной поддержки избирателей: НДП в 1998 году – 5%, 5-е место; «За единую Украину» в 2002 году – 12%, 3-е место; «Наша Украина» в 2006 году – 14%, 3-е место.

Кравчук: власть без партии

При Леониде Кравчуке никакой определенной «партии власти» не сложилось. Леонид Макарович выступил на третьем съезде Народного Руха, предложив «объединить все прогрессивные силы, которые стремятся работать на построение украинского государства». Вячеслав Черновил, однако, отказался от сомнительной чести быть «партией власти» при Кравчуке. Объяснялось это, скорее его, тем, что Кравчук хотел создать именно аморфное объединение, которое бы его поддерживало, но не ограничивало. Черновил же ставил целью превращение Руха в политическую партию и, главное, не хотел ограничивать себя условием поддержки Кравчука (что в тех условиях было, безусловно, правильно).

Выделившийся позднее Всенародный Рух Украины во главе с Дмытром Павлычко и Ларисой Скорик Кравчука поддержал, но это уже было неактуально…

МБР – партия, не ставшая властью

Леонид Кучма изначально «партию власти» имел. Это был Межрегиональный блок реформ, основателями которого были сам Кучма и вице-спикер Владимир Гринёв. Основными пунктами программы блока, адресованной избирателям Юго-Востока страны, были улучшение отношений с Россией, федерализация Украины, повышение статуса русского языка и либерально-рыночные реформы. На парламентских выборах 1994 года депутатами стали 12 членов МБР, причем Межрегиональная депутатская группа к концу года «распухла» до 33 человек. Кучма же стал президентом.

В декабре 1994 года МБР был преобразован в политическую партию, но ни Кучмы, ни главы администрации Дмитрия Табачника на съезде не было. Причина разочарования Кучмы в «своей» партии, как ни странно, лежала в идеологической площади. МБР продолжал ориентироваться на предвыборную программу Кучмы, а он уже сделал выбор в пользу умеренного национализма. Изменение позиции Кучмы диктовалось тем, что при помощи пророссийской риторики невозможно обосновать право украинских элит управлять страной – так или иначе, ставится вопрос о союзном государстве, управляемом из Москвы. А украинские-то элиты именно для того из СССР выходили, чтобы не иметь над собой контроля в процессе «прихватизации»…

Некоторое время Кучма обходился без четкой партийной позиции, формируя власть на основе различных бизнес-номенклатурных групп («кланов»), наиболее известной из которых была группа Павла Лазаренко. Кстати, во время премьерства он был беспартийным и вступил в «Громаду» только через три месяца после отставки.

Эпоха НДП

Тем не менее, для работы в парламенте президенту требовалась партийная поддержка, и он обрел ее в лице Народно-демократической партии, основанной выходцами из партийных клубов, созданных Демократической платформой в КПСС. Лидером НДП был бывший руководитель ЛКСМУ Анатолий Матвиенко.

В 1996 году представитель НДП Александр Емец занял пост вице-премьера по политико-правовой реформе», специально созданного для «проталкивания» Конституции, а Евгений Кушнарев стал главой АП (занимал этот пост до 1998 года).

Летом 1997 года Матвиенко резко критиковал премьера Лазаренко, обвиняя его в коррупции (учитывая крутой нрав днепропетровского хозяина, для этого требовалась изрядная крепость нервов), за что партии была дарована возможность предложить президенту кандидатуру премьер-министра. Партия рекомендовала Валерия Пустовойтенко, Виктора Ющенко (да-да – того самого!) и Анатолия Кинаха. Президент выбрал Пустовойтенко, который в 1994 году возглавлял его предвыборный штаб.

Читайте также:  История, написанная национализмом: 25 лет партии "Свобода"

В правительство входило только два члена НДП – министр информации Зиновий Кулик и министр Кабмина Анатолий Толстоухов. Однако на местах масса чиновников рванула в новую партию власти.

В 1997 году премьер Пустовойтенко возглавил предвыборный список партии. При этом он заявил, что в отпуск уходить не будет, и свой пост не оставит. Однако уже в это время стало понятно, что президент намерен держать НДП на определенном расстоянии от себя. Глава АП Кушнарев и председатель Нацбанка Виктор Ющенко от участия в списке отказались. Последний сослался на требование закона об НБУ, хотя, как считали многие эксперты, обойти его требования труда не составляло, а главным мотивом было нежелание Ющенко заниматься политикой и настойчивые рекомендации с Банковой…

На парламентских выборах 1998 года НДП заняла 5-е место, получив 5% голосов. По многомандатному округу в ВР прошло 17 представителей партии, по одномандатным округам – еще 10 (при этом 5 из них шли как самовыдвижденцы).

В 1999 году в НДП произошел раскол – часть лидеров партии, включая А. Матвиенко, Тараса Стецькива, Владимира Филенко и др., пыталась выставлять Л. Кучме условия, при выполнении которых НДП могла бы его поддержать на второй срок. Их мотивом, скорее всего, было желание преодолеть явно служебное положение партии при президенте и восстановить ее статус как политической, а не только административной силы (как показали дальнейшие события, Матвиенко угадал судьбу НДП). Не исключено также участие в процессе Евгения Марчука – он, судя по всему, стоял за расколами многих украинских партий, причем раскольники, за редким исключением, поддержали его кандидатуру на президентских выборах. Это касалось и группы Матвиенко, хотя он сам занимал сдержанную позицию, выступая в поддержку «Каневской четверки».

После победы Кучмы на президентских выборах, правительство, в соответствии с Конституцией, ушло в отставку. Однако техническая процедура утверждения В. Пустовойтенко премьером привела к парадоксальному результату – парламент его не поддержал. Причина состояла в том, что США и Европа требовали назначения министра-реформатора (это было условием продолжения сотрудничества с МВФ), а Западная Украина (поддержавшая Кучму во втором туре выборов) – ментально «своего». Потому премьером стал Ющенко.

С этого момента начался закат НДП. Она все еще продолжала играть значительную роль во власти (в январе 2000 года спикером парламента стал представитель НДП Иван Плющ), но Кучма предпочитал опираться на широкую коалицию политических сил.

В 2000 году Пустовойтенко возглавил НДП. Место партии определялось шестой позицией самого Пустовойтенко в списке блока «За единую Украину» на парламентских выборах 2002 года. В ВР существовала фракция партии (депутатами стали 22 члена НДП), но после ухода с президентского поста Л. Кучмы, партия окончательно утратила какое-либо влияние.

Партия промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, который стал премьером после отставки Ющенко, в качестве «партии власти» кажется даже не предполагалась.

Эпоха СДПУ(о)

2000 год ознаменовался «делом Гонгадзе» и «кассетным скандалом». Расследование этих дел до конца незакончено, многое остается неясным, но факт в том, что гибель журналиста была использована для организации масштабной кампании по дестабилизации ситуации в стране, дискредитации президента и замены его на более удобную для Запада персону. В качестве таковой выдвигался Виктор Ющенко, не смотря (а может именно благодаря) вскрывшимся во время его премьерства махинациям со средствами МВФ (под этим предлогом МВФ отказался сотрудничать с Украиной, что сыграло в экономическом развитии страны исключительно позитивную роль).

Эта операция оказалась возможной благодаря тому, что Кучма позабыл свои предвыборные обещания. Он лишился народной поддержки, перестав быть своим для Юго-Востока и не став своим для Запада. Впрочем, именно при Кучме стало очевидно, что либерально-рыночные реформы только ухудшают жизнь большей части населения страны, совершенно независимо от региона проживания.

В качестве антикризисного менеджера в Администрацию Президента был приглашен лидер Социал-демократической партии (объединенной) Виктор Медведчук.

Разумеется, это приглашение не было случайным. Помимо того, что Медведчук был известным адвокатом и юристом, он уже играл существенную роль в раскладах АП. Будучи заместителем председателя ВР он сыграл ключевую роль в операции по смещению с поста председателя ВР Александра Ткаченко в январе 2000 года, а уже в должности первого зампреда обеспечивал отставку Ющенко с поста премьера (апрель 2001 года).

Интересно, что если НДП была приглашена во власть как партия, то Медведчук – как личность. Однако он еще в мае 1999 года, по время съезда, поддержавшего выдвижение Л. Кучмы, Медведчук заявил, что СДПУ(О) «стремится стать партией власти» (кажется это была первая декларация такого рода). Позже он высказывал прогноз-пожелание о возможности вступления в партию Л. Кучмы.

Читайте также:  Референдум в Нидерландах: необходимое послесловие

Поскольку глава АП готовил документы к назначению местных чиновников, членство в СДПУ(о) (или, хотя бы, хорошие отношения с руководителями партийных организаций или депутатами) способствовало карьерному росту.

Фраза брата В. Медведчука Сергея (работал главой Львовской областной налоговой администрации) «патриотизм не избавляет от необходимости платить налоги» народная молва дополнила – «но членство в СДПУ(о) – запросто».

Многие эксперты полагают, что крах режима Л. Кучмы в 2004 году был обусловлен, среди прочего, недовольством элит засильем СДПУ(о) и чрезмерно большим влиянием В. Медведчука. Я, однако, не думаю, что этот фактор играл заметную роль: режим, утративший поддержку граждан и поставивший свою легитимность в зависимость от позиции Запада, но пытавшийся играть на противоречиях Запада и России, был обречен изначально.

Ющенко: многовластная многопартийность

Ющенко пришел к власти при поддержке коалиции «Сила народа», основу которой составлял блок «Наша Украина», занявший первое место на выборах 2002 года.

Кстати, в новом парламенте сторонники Ющенко успели даже создать большинство. Но пока Ющенко нес документы о создании этого большинства президенту (а он, в силу неспособности приходить вовремя, шел с Грушевского на Банковую дня два или около того), оно успело рассыпаться…

В марте 2005 года на его основе была создана партия Народный союз «Наша Украина». Собственно, НСНУ был уже в чистом виде объединением новой номенклатуры. Председателем совета партии был избран тогдашний вице-премьер Роман Бессмертный, его заместителем стал глава СНБОУ Петр Порошенко. В Совет партии вошли многие министры, губернаторы, мэр Киева Александр Омельченко и государственный секретарь (глава президентской администрации) Александр Зинченко. Почетным председателем НСНУ стал сам Ющенко (хотя по закону он должен был быть беспартийным).

Предполагалось, что новая партия объединит в себе участников блока «Наша Украина» – Конгресс Украинских Националистов, Либеральную партию Украины, Молодежную партию Украины, Народный Рух Украины, партию «Реформы и порядок», партию «Солидарность», Христианско-демократический союз, партию «Вперед, Украина!» (не путать с Партией Натальи Королевской «Украина – вперед!»), Республиканскую христианскую партию и Украинскую народную партию. Эти партии даже подписали соглашение, в котором взяли на себя соответствующее обязательство, однако создание мегапартии провалилось, так как их лидеры не захотели принимать решение о самороспуске и входить в НСНУ на индивидуальной основе.

В результате, на парламентские выборы 2006 года НСНУ вновь пошла в блоке «Наша Украина». В него вошли также НРУ, ХДС, Украинская республиканская партия «Собор», КУН и Партия промышленников и предпринимателей Украины. Блок занял третье место, получив 14% голосов избирателей и 81 мандат.

После выборов началась «коалициада», в ходе которой участники «коалиции Майдана» – «Наша Украина», Блок Юлии Тимошенко и Социалистическая партия, пытались создать парламентское большинство. В результате они совершенно удивительным образом оказались в оппозиции – большинство создали Партия регионов, КПУ и СПУ. Это большинство тут же перехватило статус «партии власти» и стало центром притяжения и для чиновников, и для депутатов. Массовое бегство депутатов из НУ и БЮТ создало угрозу окончательной утраты президентом влияния (получив 2/3 мест в парламенте премьер Янукович мог не бояться вето президента) и тот пошел на государственный переворот.

Главной ударной силой Ющенко при осуществлении переворота оказались представители крупного капитала из окружения Януковича – «группа Ахметова» вела переговоры за его спиной и фактически поставила его перед фактом договоренности о назначении перевыборов. Ющенко при этом обещал, что после выборов будет сформирована «широкая коалиция» в составе «Нашей Украины» и Партии регионов. Естественно он обманул, хотя, откровенно говоря, его возможности влияния на поведение собственной партии были весьма ограниченными.

После досрочных выборов 2007 года партии власти уже не было. Была весьма рыхлая коалиция, поддерживающая правительство Юлии Тимошенко, которую в 2009 году пытались сделать еще более рыхлой, включив в нее Партию регионов…

Кроме реальных «партий власти» в период президентства Ющенко было создано несколько неудачных проектов.

В феврале 2008 года глава Секретариата президента Виктор Балога  неожиданно вышел из НСНУ. Процесс объединения партий «Нашей Украины» курировал именно Балога, однако явных позитивных подвижек на этом фронте не произошло. Весной 2008-го при участии Балоги была создана и презентована новая партия – «Единый центр», которую возглавил его давний соратник Игорь Криль.

Судя по названию, партия замышлялась как полноценная «партия власти». Однако таковой она не стала, хотя Балоге удалось обеспечить присутствие в ЕЦ ряда глав администраций и даже нанести Тимошенко политическое поражение, организовав досрочные выборы Тернопольского облсовета, который БЮТ с треском проиграл.

В 2006 году была создана Украинская партия Игоря Насалика, которая, судя по косвенным данным, должна была стать чуть ли не единственной партией в стране, но от амбициозного проекта отказались, кажется, еще до начала его реализации.

Читайте также:  Как нам реформировать Раду

Самым же оригинальным проектом была Украинская национальная рада, к созданию которой призвала группа писателей (Павлычко, Драч, Щербак и другие) осенью 2009 года. Формально речь шла о создании организации, которая бы продолжила «дело Народного руха, как первой общественной структуры, которая возглавила борьбу за независимость и социальную справедливость». В администрации, однако, для УНР виделись большие перспективы – предполагалось, что УНР станет параллельной системой власти, способной отменять решения любых властных институтах в случае их несоответствия «интересам нации». Уж не знаю, ставили ли в известность об этих планах самих инициаторов создания УНР… Так или иначе, но Ющенко, когда ему был доложен этот многообещающий проект, убоялся последствий (хотя, казалось бы, чего бояться человеку, дважды осуществившему государственные перевороты, и не понесшему за это даже моральной ответственности?) и повелел о нем забыть.

Партия регионов: «партия власти» как она есть

Партия регионов была создана в 2000 году в результате объединения нескольких партий. Насколько можно понять, разрешение бизнес-политической элите Донбасса на создание своей партии было дано Л. Кучмой после президентских выборов, когда во втором тур в Донецкой области он получил больше голосов, чем Петр Симоненко. ПР приняла участие в выборах 2002 года в составе блока «За единую Украину» и даже получила 36 мест в парламенте (всего от блока прошел 121 депутат).

После того, как В. Медведчук пролоббировал назначение на пост премьер-министра Виктора Януковича, ПР начала играть все более важную роль в административных органах. Однако, полномочия правительства в сфере кадровой политики были не настолько велики, чтобы ПР на этом этапе можно было считать «партией власти» в масштабах страны.

Впервые действительно важную ПР сыграла в 2004 году, когда ее съезд выдвинул Януковича кандидатом на пост президента.

В 2005 году ПР стала центром притяжения для различных оппозиционных групп. Однако руководство ПР отказалось от создания «блока Януковича» и выбрала путь включения желающих в индивидуальном порядке . Целью партийных олигархов было недопущение чрезмерного усиления Януковича, но следствием этого стало превращение ПР в наиболее законченный вариант «партии власти».

В 2006-2007 году это было еще не так заметно, поскольку при власти, все же, находилась Антикризисная коалиция в состав трех партий, а после победы Януковича на президентских выборах 2010 года стало очевидным, что при власти в стране находится одна политическая сила. Это видно и по правительству, практически сплошь состоящему из представителей ПР, и по динамике состава депутатских фракций в Верховной Раде.

2007

2012

Партия регионов

175

192

БЮТ

156

100

НУНС

72

64

Народная партия

20

20

КПУ

27

25

 

Интересно, кстати, что непосредственно в состав фракции Партии регионов из БЮТ перешли, в основном, представители крупного бизнеса (Васадзе, Баграев). Большая же часть «тушек» ушли в нефракционные. Часть из них сформировали депутатскую группу «Реформы ради будущего».

Состав фракции Народной партии не изменился, но ее лидер Владимир Литвин является председателем Верховной Рады и, таким образом, играет важнейшую роль в деятельности власти. Неприкосновенность фракции является, судя по всему, одним из условий его соглашения с президентом.

Не понесла потерь в результате оттока депутатов в сторону ПР и КПУ – Адам Мартынюк ушел на пост вице-спикера и, таким образом, должен был выйти из фракции, а Леонид Грач был из фракции исключен. При этом фракция, хотя формально входит в состав большинства, по принципиальным вопросам голосует в соответствии со своей программой (любопытно, что коммунисты голосовали за социальные проекты БЮТ, за которые сами бютовцы не голосовали).

Особенностью Партии регионов, по сравнению с другими «партиями власти», является:

а) отказ от блокирования с другими политическими силами («Новая демократия» Евгения Кушнарева и «Сильная Украина» Сергея Тигипко были распущены, а их члены в индивидуальном порядке приняты в ПР);

б) фактическое «шефство» над партией президента, который вышел из нее в соответствии с требованиями Конституции.

Таким же путем планировала пойти «Наша Украина», но у ее руководителей ничего не вышло.

С другой стороны, нынешняя власть уже совершила ключевые ошибки режима Л. Кучмы. Тот путь, который Кучма прошел за 6 с лишком лет, Янукович прошел за 2 года. Вопрос о том, поможет ли ему «идеальная» «партия власти» относится к числу риторических…