Янукович

Коридор решений для Януковича

"Коридоры кончаются стенкой" (В. Высоцкий)

Судя по заявлениям всех основных мировых центров силы, нынешняя власть доигралась. И США, и ЕС, и РФ продемонстрировали полную незаинтересованность в дальнейшем существовании нынешнего режима.

Причем, если США и РФ остаются в рамках дипломатического этикета, то посол ЕС (бывший уже) Тейшейра позволяет себе высказывания, наглядно свидетельствующие о том, что в Брюсселе Януковича уже "похоронили" – трудно иначе расценить слова о том, что, дескать, ЕС не оставит украинский народ…

В общем, Януковичу за два года прошел путь, на который Кучме потребовалось шесть лет. Сценарий во всех случаях достаточно простой:

- власть отказывается от выполнения предвыборных обязательств – тот же русский язык;

- начинает проводить "рыночные реформы", которые для основной массы населения выглядят как неприкрытый грабеж (да, в общем-то, им и являются);

- теряет популярность и внутреннюю легитимность, возлагая все надежды на легитимность внешнюю;

- пытаясь сохранить суверенитет, власть играет на противоречиях крупных мировых игроков, чем со временем вызывает их недовольство.

В этой ситуации свержение режима в результате бескровной "революции" – вопрос времени. Вариантов, при которых режим сохраняется, не существует, поскольку США и ЕС нужен послушный союзник, для которого понятие "национальные интересы" описывается сочетанием "европейская и евроатлантическая интеграция".

В случае с режимом Януковича имеют место определенные противоречия.

США, судя по всему, уже нарисовали "дорожную карту" очередного этапа "оранжевой революции" с расчетом на 2015 год.

Они люди обстоятельные – составили график, выделили фонды, назначили ответственных за их "распил". Кстати, среди ответственных есть заметные фигуры нынешнего режима… Определили размеры откатов… В общем, ничего личного – просто бизнес.

Читайте также:  Как выживать будем? Неделя промышленности и "свой путь"

ЕС же, напротив, суетится и спешит. Евросоюзу, находящемуся в очень сложном финансовом положении, остро необходимо подписание соглашения об ассоциации.

Буквально – вчера. Освоение украинского рынка наверняка позволит облегчить (пусть и ненадолго) кризисное положение в Европе. Поэтому события подгоняются под парламентские выборы, что не вызывает удовольствия у американцев – график ломается, средства останутся неосвоенными…

Россия скорее склонна к "быстрому" варианту, чем к "медленному". Конечно, вступление Украины в ЗСТ с ЕС Россию категорически не устраивает, но, по мнению кремлевских стратегов, угроза неминуемого свержения заставит киевскую власть быть посговорчивее.

"Быстрый" вариант нетехнологичен. Для раскручивания антипрезидентской истерии в обществе нужно время. В принципе варианты переворота под выборы 2012 года или в ближайшей перспективе не выглядят реальными.

Поэтому и ЕС, и РФ демонстрируют готовность договориться "прямо сейчас" – как сказал тот же Тейшейра, "ЕС не хочет паузы".

Таким образом, перед нынешней властью стоит три варианта:

Сдаться ЕС. Проблема заключается в том, что ЕС не готов гарантировать "семье" ничего. Разве что экспроприацию капиталов. Разумеется – в свою пользу – священность и неприкосновенность частной собственности давно превратились в фикцию. И возвращение Януковича в какую-то из известных ему зон, но не в Качановку – это женская колония.

Сдаться РФ и вступить в Таможенный Союз. Российская сторона готова предоставить гарантии безопасности – и личной, и, в какой-то степени, уже накопленной собственности, но не сохранения власти.

Надо иметь в виду различия украинского и российского вариантов олигархического капитализма: в первом случае олигархи приватизировали государство, во втором – государство национализировало олигархов.

В случае, если здравый смысл будет побежден жадностью, можно пойти на "авось" – оставить все как есть и тянуть до 2015 года.

Читайте также:  Они пересекаются. Две тенденции в общественном мнении Украины

Этот вариант, теоретически позволяет продолжать процесс первоначального накопления капитала, если, конечно, ЕС не примет меры по его экспроприации, что весьма вероятно, но исключают возможность в конце процесса хоть с кем-то договориться. На этом фоне даже первый вариант выглядит предпочтительным.

Янукович загнал себя в ситуацию, когда "коридор принятия решений" крайне узок и сводится, по сути, только к одному варианту. Неясно только, понимает ли это сам Янукович?

Leave a Reply