кандидат

Ресурсы Кандидата (фрагмент реальной стратегии)

Предлагаемый текст фрагмент стратегии, посвященный оценке ресурсов кандидата. Речь идет о предположениях, сделанных еще до выдвижения основных кандидатов (т.е., более чем за три месяца до дня выборов). В ходе кампании стратегия в этом разделе не правилась, а дополнялась отдельными аналитическими записками.

Поскольку речь идет о вырванном с «мясом» фрагменте вполне реальной стратегии, использованной на успешных выборах, я убрал из текста всю информацию, позволяющую четко атрибутировать кампанию (хотя желающие, я думаю, с легкостью определят сами, о какой именно кампании идет речь и кто скрывается за псевдонимами).

Итак, речь идет о выборах мэра крупного города. Упоминаемые лица:

  • Иванов – бывший мэр, ушедший с поста в Верховную Раду, сторонник ПР;
  • Петров – секретарь горсовета, представитель БЮТ (стратегия разрабатывалась в его интересах, поэтому в тексте фигурирует как «Кандидат»);
  • Васильев – глава одного из районов города, представитель «Нашей Украины»;
  • Николаев – председатель облсовета (в прошлом – глава ОГА), представитель ПР.

В ходе организации избирательной кампании мы выделяем 10 основных ресурсов кампании: ресурс кандидата, электоральный, административный; элитный; информационно–коммуникативный; партийный; финансовый; организационный; технологический и временной ресурс.

Таблица

Сопоставление избирательных ресурсов основных кандидатов на пост городского головы Полтавы (оценка ресурсов качественная: «+» – значительный, «=» – средний, «–» – низкий, «?» – неизвестный) 

Вид ресурсов

Петров

Васильев

Николаев

Иванов

Ресурс кандидата

+

=

+

=

Электоральный ресурс

=

+

=

?

Административный ресурс

=

=

+

Элитный ресурс

=

-

+

+

Информационно–коммуникативный ресурс

+

=

=

+

Партийный ресурс

=

-

=

?

Финансовый ресурс

+

-

+

+

Организационный ресурс

+

-

=

=

Технологический ресурс

+

?

?

Временной ресурс

=

=

=

=

В соответствии с предложенной в таблице оценкой, Петров обладает комплексом ресурсов, который несколько превосходит ресурсы других вероятных кандидатов (если не учитывать Иванова, информации о ресурсах которого недостаточно).

«Ресурсом кандидата» мы называем его коммуникативные способности – опыт публичных выступлений, способность быстро отвечать на реакцию публики, внешний вид, семейное положение, биография и т.п.

Насколько нам известно, тут безусловными лидерами являются Петров и Николаев. Васильев, по отзывам избирателей, выглядит как алкоголик, а Иванов – пожилой и сильно пьющий человек, к тому же – давно отвыкший от реального общения с избирателями.

Как показывают результаты проведенных нами фокус-групп, Кандидат в большей степени соответствует тем характеристиками, которые полтавчане вкладывают в представление об идеальном городском голове. Это, в первую очередь, способность и желание общаться с горожанами, получать информацию из первых рук и реагировать на нее конкретными управленческими решениями (открытость и прозрачность власти).

 Второе – это готовность сосредоточиться на проблемах конкретных горожан, и города в целом. Это внимание, прежде всего, к микрорайонам и решению бытовых проблем горожан, к окраинам. При этом, правда, нельзя отказываться от поддержания в нормальном состоянии центральной части города, исторических памятников, которыми горожане очень гордятся.

Читайте также:  Хвост собаки. Кто делает президентские выборы на Украине

Отдельным элементом «ресурса кандидата» является «ресурс имени», представленный, в свою очередь, известностью политика. В данном случае, известность Кандидата, как показывают данные базового исследования, недостаточна. Она существенно уступает известности и Васильева, и Николаева, не говоря уже о Иванове.

Впрочем, в этом моменте содержится не только негатив, но и позитив – при дальнейшей раскрутке можно будет не менять мнение о Кандидате, а формировать его заново, что намного легче. Низкий рейтинг известности, как правило, означает и низкий антирейтинг (он действительно составляет всего 3%, по сравнению с 8-10% у Васильева и Николаева).

«Электоральным ресурсом» называется принципиальная готовность избирателей голосовать за данного кандидата.

Тут ресурсы Петрова и Николаева примерно равны. Ресурс Васильева довольно значительный, но имеет тенденцию к снижению. «Выбить» из-под него электорат – не такая уж сложная задача, но многое зависит от конфигурации кампании.

Нам принципиально неясен ресурс Иванова. На момент проведения базового исследования он в числе реальных претендентов не фигурировал (да и странно возвращаться в город, который, вроде бы, уже оставил). Исследования показывают, что он, по-прежнему, пользуется значительным авторитетом в городе, но для значительной части избирателей этот авторитет не является стимулом для голосования – доминирующая оценка такова, что Иванов был хорошим мэром, но его время истекло. Нам представляется, что при грамотной организации кампании он может набрать до 20% голосов.

«Административный ресурс» представляет собой возможность использовать для агитации за кандидата возможностей органов власти, руководства производственных предприятий, депутатов и т.п.

Тут лидером, скорее всего, является Кандидат, который, в силу должностного, имеет преимущество как ньюсмейкер. Контроль же над аппаратом городской власти, насколько мы понимаем, довольно слаб. К тому же, мы не исключаем, что этот ресурс может быть вообще утрачен.

Васильев, кажется, может опираться только на ресурс в своем районе. Николаев представляет оппозиционную силу (хотя ресурс председателя облсовета может заметно прибавить ему вес). Преимущество тут у Иванова, имеющего немало своих людей на разных чиновничьих постах и, вероятно, способного мобилизовать их в свою поддержку.

Эффективность административного (и, отчасти, элитного) ресурса будет во многом определяться линией, которую изберет глава ОГА. Пока у него нет своих четких предпочтений, но через полгода они, безусловно, появятся. Можно предположить, что его выбор будет колебаться между Кандидатом и Васильевым, а выдвижение Николаева и/или Иванова он воспримет без особого восторга…

«Элитным ресурсом» называется влияние кандидата среди разного уровня руководителей, а также авторитетных людей (деятелей культуры, религиозных лидеров и т.п.).

Кандидат в этих кругах, безусловно, известен, но неясно, до какой степени элита готова его поддержать – все же, он представляет новую генерацию руководителей, стиль которых непривычен для большинства представителей старой элиты. Учитывая, что Васильев будет искать поддержку у директоров заводов, важно выбить у него этот ресурс. Необходимо приблизить директорский корпус к Кандидату. Например, создать при мэре совет директоров, а наиболее авторитетному сделать нужное предложение. То, что Васильев может пообещать после избрания, у них при Петрове уже должно быть.

Читайте также:  Языком плаката. Рекламный креатив по-киевски

«Информационно-коммуникативным ресурсом» называется влияние кандидата на СМИ.

Сейчас это влияние определяется его должностным статусом. Однако спецификой города является сравнительно малое число СМИ и их ограниченное влияние на аудиторию.

Одной из ключевых особенностей предлагаемой нами стратегии является ставка на неформальную коммуникацию. Имеющимся СМИ и другим традиционным компонентам технологического ресурса отводится вспомогательная роль.

Необходимым условием реализации такого рода коммуникативного процесса является знание «языка» (о чем говорят, что обсуждают, какие речевые конструкции используют, крылатые фразы), а так же преобладающего настроения аудитории (что беспокоит, на что надеются). Такого рода информация может быть получена только в непосредственном общении с использованием коммуникаторов «полевой структуры».

«Партийный ресурс» – возможность получить поддержку со стороны влиятельных партий.

В этом отношении ресурс трех основных кандидатов примерно одинаков. Кандидата поддержит БЮТ, Николаева – ПР, Васильев может опереться на некую коалицию, на основе, например, «Нашей Украины» и УНП (правда, если сколотить такую коалицию не удастся, ресурсов НУ будет недостаточно).

Не вполне понятно положение Иванова. Ранее он обходился, по сути, вообще без партийной поддержки.

Кстати, только 5% горожан считают важным элементом своего выбора принадлежность кандидата к партии. Только 11% считают желательным выдвижение единого кандидата от «оранжевой» коалиции в горсовете (ныне практически распавшейся).

«Финансовый ресурс» – возможность привлечения средств в свою избирательную кампанию. Мы считаем его у основных кандидатов примерно равным – достаточным для проведения кампании и не превышающим некоторый уровень, при котором кандидат может просто купить необходимое число голосов.

«Организационный ресурс» – нормальные менеджеры и сеть агитаторов есть только в распоряжении Кандидата.

«Технологический ресурс» – возможность привлечения профессиональных, квалифицированных политтехнологов.

Пока такой ресурс заметен у Кандидата, но отсутствует у Васильева (очевидно, по причинам личного порядка – кажется он относится к типу руководителей, не доверяющих профессионалам). Николаев и Иванов привлечь профессионалов могут, но они, пока, даже не приняли решения о выдвижении.

«Временной ресурс» – возможность начать кампанию раньше.

Преимущество тут у Кандидата (за счет занимаемой должности) и у Васильева (он, в общем, кампанию и не прекращал). В то же время, Николаев и Иванов могут начать кампанию только вместе с ее официальным началом.

Читайте также:  День в Истории. 14 ноября: единственный раз в истории действующий президент Украины выиграл выборы

Анализ ресурсов и понимание их потенциала необходимо для разработки адекватной стратегии и позволит нам сформировать первый пласт задач: «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ».

 Надо понять, над какими ресурсами стоит поработать, в чем есть потенциал, а какие преимущества конкурентов нужно максимально минимизировать. Все это должно перерасти в задачи и соответственно в тактические ходы кампании. Например, у Васильева сегодня слабые организационные, технологические, политический и финансовый ресурс. Без них выборы выиграть практически не реально. На прошлых выборах ему эти ресурсы подарили. Необходимо будет серьезно поработать, чтобы бизнес элита, общественные и политические силы на него не делали ставку. Его административный ресурс, прежде всего в районе, максимально ослабить.

И еще важно помнить, что на лидера гонки навалятся все и тогда конкуренты могут объединить свои ресурсы. Здесь появляется противоречие: нам необходимо увеличивать узнаваемость, популярность Кандидата, но чем выше популярность, тем раньше и больше он будет подвергаться нападениям со стороны конкурентов. С другой стороны сидеть в тени наш Кандидат себе позволить не может. У этой задачи есть несколько решений: сам Кандидат активно не светится, но работа ведется на низовом уровне. Правда, для этого нужна мощная и хорошо организованная агитационная сеть. Конкуренты чаще всего оценивают активность своих противников по СМИ и социологические замеры проводят редко. При такой тактике наш Кандидат как бы бездействует, но за него работают другие. Когда перед началом гонки конкуренты узнают о реальном положении, отрыв Кандидата таков, что сделать уже ничего нельзя. (Омельченко не оценил раздачу людьми Черновецкого пайков для пенсионеров и агитационную работу религиозных сект). Кандидат уже занимает выборную должность, и «быть в тени» просто не получиться, да и глупо не использовать этот ресурс.

 Другая тактика, когда «пиарится» не Кандидат, а отдельные программы и только перед началом выборной кампании все узнают, что за успешным проектом стоит наш Кандидат. Конкуренты могут догадываться и даже знать об этих программах, но нападать на Кандидата бессмысленно. Как правило, атака направляется на сами программы. В случае, если удается оппонентам разрушить программу, Кандидат перед началом выборов ее просто публично не заявляет, а электорат даже и не догадывается кому она принадлежала. Противник силы потратил, но вреда нам не причинил.

Учитывая быстротечность избирательной кампании, из существующих шести композиций выборной кампании (вариант развертывания во времени) нам скорее подходит постоянное тотальное лидирование. Минусы этого варианта – нужны постоянная подпитка информационными поводами. Невозможна остановка, передышка. Плюсы – незначительные ошибки не повлияют на результат. Неожиданные сильные ходы конкурентов не смогут изменить картину.

One comment

Leave a Reply