политическая кампания

Конфигурация кампании: как это выглядит в реальной стратегии

Предлагаемый текст представляет собой наиболее «красивый» и законченный из разработанных мной фрагментов стратегии, посвященных возможным конфигурациям кампании. Речь идет о предположениях, выдвигаемых еще до выдвижения основных кандидатов (т.е., более чем за три месяца до дня выборов).

Поскольку речь идет о вырванном с «мясом» фрагменте вполне реальной стратегии, использованной на успешных выборах, я убрал из текста всю информацию, позволяющую четко атрибутировать кампанию (хотя желающие, я думаю, с легкостью определят сами, о какой именно кампании идет речь и кто скрывается за псевдонимами).

Итак, речь идет о выбора мэра крупного города. Упоминаемые лица:

  • Иванов – бывший мэр, ушедший с поста в Верховную Раду, сторонник ПР;
  • Петров – секретарь горсовета, представитель БЮТ (стратегия разрабатывалась в его интересах, поэтому в тексте фигурирует как «Кандидат»);
  • Васильев – глава одного из районов города, представитель «Нашей Украины»;
  • Николаев – председатель облсовета (в прошлом – глава ОГА), представитель ПР.

Сейчас можно примерно выделить три основных варианта конфигурации кампании: «оранжевый» (главным оппонентом выступает Васильев), «бело-синий» (главным оппонентом выступает представитель ПР) и «реваншистский» (в кампании принимает участие Иванов).

4.1. «Оранжевый» вариант

В этом варианте главными претендентами выступают Кандидат и Васильев. Партия регионов не выдвигает серьезного кандидата (но «мочит» основных претендентов), а другие кандидаты (Рогов, Татарский) являются «фоновыми», на победу претендовать не могут.

Основным содержанием кампании в такой конфигурации является определение, какой же из «оранжевых» кандидатов более «оранжевый». При этом, все преимущества на стороне Кандидата, поскольку с ним не связан практически никакой негатив. Рейтинг же Васильева «дутый» – он поддерживался исключительно за счет противостояния с Ивановым, в отсутствие же Иванова он будет только терять.

Читайте также:  День в Истории. 14 ноября: единственный раз в истории действующий президент Украины выиграл выборы

Отрицательным моментом такой конфигурации будет жесткий характер ведения кампании. У Васильева не будет другого выхода, кроме как строить свою кампанию на противостоянии с Кандидатом, как с представителем Иванова в городе («Я едва не победил Иванова – его спасли только фальсификации. Теперь Иванова выдвигает своего, якобы «оранжевого», «иваненку». Не допустим возвращения криминала в наш город!»). Поэтому значительную часть усилий придется потратить на контрпропаганду.

4.2. «Бело-синий» вариант

Единственным серьезным кандидатом ПР является Николаев. Его стартовые возможности выглядят даже более предпочтительными, чем у Кандидата, но, после избрания его председателем областного совета, можно его исключить из списка конкурентов. Важно не забыть использовать его ресурсы и публичную поддержку. (В ходе фокус-групповых исследований мы, с некоторым удивлением, обнаружили, что по сравнению с временами губернаторства, имидж Николаева даже улучшился. По данным исследования, проведенного в (месяц, год), 19% населения области было готово голосовать за кандидатуру Николаева в случае, если бы губернатор избирался гражданами. 36% опрошенных отрицали необходимость замены главы ОГА. Сейчас рейтинг Николаева в городе составляет 9%, но это, в значительной мере, объясняется тем, что за время пребывания в оппозиции его слегка подзабыли, а с другой стороны, он считается политиком более высокого, областного уровня).

Любой другой кандидат от ПР будет слабым противником. Но в случае такой конфигурации, кампания будет очень напряженной. С одной стороны, надо учитывать мощный административный ресурс ПР, суды, прокуратура и т.д. С другой стороны, Васильев будет активно бороться с нашим Кандидатом за «оранжевый» электорат, используя весь арсенал «грязных» методов.

Следует полагать, что при такой конфигурации кампании произойдет полное переформатирование электорального поля Полтавы. При этом, электорат Иванова разделится между его однопартийцем и реальным преемником Петровым, а электорат Васильева – между самим Васильевым и Петровым. Предполагаемая стратегия Васильева изначально проигрышна (а выдвинуть другую он, скорее всего, не сможет), но она, также, может привести к ухудшению результата Кандидата.

Читайте также:  Языком плаката. Рекламный креатив по-киевски

4.3. «Реваншистский» вариант

Как следует из проведенных нами исследований, Иванов по-прежнему имеет определенную поддержку в городе. Существует довольно распространенная (хотя и далеко не доминирующая) точка зрения, что он по-прежнему контролирует процессы в городе, а основные городские политики – марионетки, функция которых сводится к сохранению собственности Иванова и прибыльности его предприятий.

Избиратели сомневаются в способности Иванова победить, но не сомневаются в способности попортить кровь всем остальным участникам выборов. И действительно – в случае выдвижения его кандидатуры, кампания приобретает некоторую хаотичность, поскольку электоральное поле, которое могут делить другие кандидаты, в немалой степени сокращается.

В таком случае ПР, скорее всего, откажется от выдвижения своего кандидата. Прослеживается достаточно четкая зависимость: Янукович стал премьером и послал Иванова – сильного хозяйственника, «завоевывать» для него Полтаву. А в первом туре выборов 2004 года Янукович получил в двух связанных с городом округах примерно по 30%. При таком сценарии резко увеличивается административный ресурс Иванова – суды, прокуратура и т.д. Нашего кандидата могут просто юридически «выбить» из предвыборной гонки. Необходимо сделать все, чтобы Иванов не выдвинулся сам, а сделал ставку на Кандидата. (Здесь не обойти вопрос партийной принадлежности). Если регионы сделают ставку на Кандидата, тогда уже мы усиливаем свой админресурс, а прокуратура и суды будут работать против Васильева.

Leave a Reply