Эскадрилия №5, фильм

Кино и немцы

Краткие зарисовочки от недавнего просмотра двух фильмов про войну.

«Эскадрилия №5» 1939 года. Экранизация известной книги Николая Шпанова «Первый удар». Режиссер – Абрам Роом (не путать с Михаилом Роммом).

Сюжет незамысловат. Злые немцы нападают на мирный СССР. Но разведка доложила точно, и к тому моменту, когда вражеские полчища должны вторгнуться в СССР, все уже предупреждены и эскадрилья №5 уже в воздухе. Кстати, эскадрилья вооружена бомбардировщиками СБ, причем видно, что у них разное количество лопастей на винтах – 2, 3 и 4. Что забавно.

Первый удар наносят немцы. Их танки врываются на территорию СССР. Делается это в лучших советских традициях – без разведки, артподготовки, сопровождения пехоты и саперов... Они попадают на фугасное минное поле и уничтожаются путем нажатия Большой Красной Кнопки, так и не вступив в контакт с советскими войскам (собственно, именно так и было в 1941 году с большей частью танков советских мехкорпусов).

Тем временем, советские бомбардировщики наносят «хирургический» удар по аэродромам врага и уничтожают находящиеся там самолеты. Виктор Суворов был бы доволен, но, увы, предвоенными инструкциями такие действия не предполагались и попытки бомбить финские аэродромы в июне 1941 года (решение принималось, скорее всего, под впечатлением успехов немецких налетов на советские аэродромы), ни к чему хорошему не привели. Зенитчики просто фиксируют пролет самолетов – стреляют без малейшего эффекта.

Однако, в немецком укрепрайоне (тоже, кстати, вопрос – они собираются нападать или обороняться?), есть подземные аэродромы (подземный аэродром строился в Московской зоне ПВО; не помню, был ли он достроен и использован по назначению), с которых взлетают немецкие истребители (в них легко узнаются И-153) и атакуют идущие без истребительного сопровождения (!) СБ. Итог боя – 2 бомбардировщика сбиты ценой потери 18 истребителей...

Читайте также:  Праздник, который расколол Украину

Вообще-то в оригинальной книжке Шпанова речь идет о неведомых науке самолетах СБД, вооруженных двумя пушками совершенно несамолетного калибра (кажется это 57 мм. ДРП), которые расстреливают вражеские истребители издалека и легко от них уходят. В фильме же обычные СБ, вооруженные ШКАСами. В реальном бою 39 года соотношение потерь было бы обратным, а в 1941 году немцы сбивали неманевренные и почти лишенные защиты СБ в любом количестве и почти без потерь.

Летчики одного из бомбардировщиков (собственно – главные герои) попадают в тыл к немцам, там захватывают форму и документы немецких офицеров, с легкостью попадают в подземный штаб укрепрайона. При этом они настолько хорошо знают немецкий язык и реалии, что их разоблачают только тогда, когда они прямым текстом передают информацию о местонахождении подземных аэродромов советскому командованию.
Ну и хеппи-энд: бомбардировщики блокируют подъем немецких самолетов, руководителя истребительных сил убивает солдат-антифашист (подполье в секретном районе вообще чувствует себя как дома), а начальника укрепрайона берут в плен десантники. Главные герои улетают на И-16 с красными звездами, предназначенном для секретных акций.

Такие вот веселые картинки. Жаль, что туда не вошли наиболее куртуазные моменты книги Шпанова, вроде бомбежки концлагерей, в которых фашисты содержат рабочих...

Кстати, довольно интересные моменты связаны с самой атмосферой и оформлением. Например, там всюду фигурируют портреты Сталина и Ворошилова. Или – Сталин-скульптура и Ворошилов-портрет, или Сталин с Ворошиловым (причем Сталин Ворошилова довольно интимно обнимает). Иногда – отдельно тот или другой.

А вот у немцев никаких признаков нет – ни те фашистских знамен, ни портретов Гитлера, ни даже просто приветствий 88.

Озеровская «Битва за Москву». Тут, конечно, все не в пример более натурально.

Читайте также:  Расхлебывать последствия пришлось полвека спустя

Но вот что интересно – Сталин есть, а его портретов нет. Есть портрет Ленина (в Кремле), а в штабе ЗапОВО вообще висит, почему-то, Калинин...

Еще один забавный момент. Гудериан зачитывает приказ Гитлера перед строем танкистов. Танки пушечные (долженствуют символизировать Pz.Kpfw.III и/или IV) и перед каждым из них стоит ТРИ танкиста. Между тем, экипаж этих танков – ПЯТЬ человек. Совершенно непонятно, зачем Озерову и его консультантам была нужна эта ошибка (нет, конечно Анфилов писал про «38-тонные» танки, но не до такой же степени...). Это, на самом деле, очень важный момент. Экипаж в 5 человек означает два существенных момента.

Во-первых, в немецком танке был отдельный заряжающий, что увеличивало его скорострельность.

Во-вторых, командир немецкого танка был освобожден от каких-либо технологических обязанностей по танку – он сидел в командирской башенке, наблюдал за полем боя, управлял действиями экипажа и держал связь с командованием (большинство немецких танков были радиофицированы). Кроме того, у немцев были отдельные командирские танки (от уровня батальона), не имевшие основного вооружения (вместо пушки – макет). Т.о., командир батальона был избавлен от необходимости еще и управлять боем собственной машины...

В результате, немецкие танковые части сильно превосходили по управляемости танковые части других стран мира, независимо от того, имелись ли в виду советские и английские танки с двухместными башнями или, тем более, французские – с одноместными...

Впервые опубликовано

Leave a Reply