Ющенко и Церковь

Ющенко и Церковь

25.07, поздравляя граждан по случаю Дня крещения Киевской Руси, В. Ющенко заявил, что «большой исторической правдой и справедливостью для Украины станет утверждение Единой Поместной Православной Церкви. Это – не абстрактный вопрос. Это – дело единства нашей духовной жизни и всего общества». По его словам, государство не вмешивается в церковные вопросы, «но государство, которое дорожит единством своего народа, не может стоять в стороне».

Он попытался продолжить эту тему во время визита Патриарха, но получил жесткую отповедь: «Я не просто в этом убежден, я и богословски, и канонически утверждаю, что это так (в Украине есть поместная Православная Церковь – Ред.). Этой Церковью есть Украинская православная церковь Московского патриархата».

Виктор Андреевич, как всегда, демонстрирует чудеса отсутствия логики.

Во-первых, с точки зрения человека верующего (причем верующего в христианского Бога по православному обряду, а не в «нацию»), вопрос относительно наличия сейчас в Украине Единой Поместной Православной Церкви стоять не может – она таки действительно есть. Другое дело, что можно обсуждать вопрос относительно ее автокефалии, но это вопрос не религиозный, а церковно-организационный.

Иное дело (и тут украинские националисты вообще и лично Ющенко – в частности, правы), что специфика организации и отношений с государственными органами Православной Церкви такова, что, чаще всего, автокефальные церкви соответствуют государствам. Однако, РПЦ не спешит предоставлять украинской автономии автокефалию, минимум, по трем причинам:

  • Как ни смешно, но считается, что в менее чем 50-миллионой Украине больше православных, чем в 150-миллионной России. А это не только авторитет (в частности – среди других Патриархов), но и вполне реальные материальные блага.
  • В украинской Церкви отсутствует единство в вопросе автокефалии. Представляется очевидным, что предоставление автокефалии УПЦ проблему раскола не решит – часть общин УПЦ-КП и УАПЦ вернутся в материнскую церковь, но часть политизированных священников, наверняка, не захочет принимать автокефалию от «кагебиста», а часть священников и верующих захотят сохранить церковное единство с РПЦ.
  • Присутствуют и чисто политические причины – в РПЦ сильны (и небезосновательны) настроения, что украинская государственность со временем «рассосется» (и тогда автокефалию придется ликвидировать, как это не раз было с Болгарской Церковью). С другой стороны, если националистический режим в Украине укрепится, то власть попытается через украинскую Церковь внести раскол в мировое православие, а украинских верующих постепенно окатоличить.
Читайте также:  Референдум в Нидерландах: необходимое послесловие

Во-вторых, с точки зрения юридической, Ющенко с легкостью отменил (или дополнил ссылкой на «единство») ч. 3 Ст. 35 Конституции: «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства. (…) Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная».

В-третьих, с точки зрения идеологической, Ющенко, как всегда, имеет извращенное представление о «единстве». Все его инициативы, направленные на установление «единства нации», приводят к еще большему ее расколу. Вопрос о Поместной Церкви не является исключением – будирование этой темы только усиливает политизацию вопроса.

Впрочем, тут как раз неправы мы. Мы-то понимаем единство как отсутствие расколов при сохранении естественного многообразия, а Ющенко говорит именно об однообразии – приведении всех украинцев вообще к одному, галичанскому, знаменателю.

Тут, кстати, есть вопрос – насколько Ющенко вообще заинтересован в существовании в Украине Православной Церкви?

С одной стороны он как идейный галичанин должен испытывать симпатии к УГКЦ – как церкви галицкой и европейской.

С другой стороны, он должен (?) понимать, что именно в силу подчиненности Ватикану УГКЦ, при всей своей идейной близости к Ющенко, будет от него независима. Это, в частности, исключает махинации вроде назначения П. Ющенко «патриархом».

А вот оторванная от мирового православия карманная УПЦ-КП, возглавляемая дискредитированным духовенством, будет Ющенко очень даже приятна…

Впрочем, пока все эти рассуждения имеют чисто теоретическое значение – утратив пост президента, Ющенко потеряет и возможность как-то влиять на ситуацию в церкви. Что же касается его возможных наследников, то ЮВТ и Яценюку эта тема просто не интересна, а Янукович прочно (насколько это возможно при его личной слабости) стоит на платформе канонического православия.