комментарии

Что заставило Ющенко заветировать Бюджетный кодекс?

Как стало известно сегодня, 20 июля, Президент применил право вето к Закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины».

Эксперты усматривают как экономические, так и политические мотивы в решении Президента Украины Виктора ЮЩЕНКО ветировать новую редакцию Бюджетного кодекса.

Об этом свидетельствуют переданные агентству УНИАН результаты проведенного PR-группой «Polittech» опроса политических и экономических экспертов.

Так, Директор Центра политического маркетинга Василий СТОЯКИНсчитает, что уже на следующей сессии Верховная Рада «должна рассмотреть президентское вето. Но сможет ли она принять решение в условиях начатой избирательной кампании, это большой вопрос. Для Партии регионов нет особого смысла улучшать возможности ТИМОШЕНКО в ходе президентской кампании».

Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь БУРАКОВСКИЙ считает очевидным, что «для Президента важен вопрос, как будет функционировать новая система межбюджетных отношений. Потому что в перечень тех, кто непосредственно согласовывает бюджет с Минфином, добавляется почти 12,5 тыс. единиц. Возникает сугубо технический вопрос, в состоянии ли Минфин и правительство дополнительно проработать 12,5 тыс. бюджетов».

Вторым возможным рациональным моментом в решении Президента И.БУРАКОВСКИЙ назвал «желание видеть, как стыкуется новый Бюджетный кодекс с логикой и будущими направлениями административно-территориальной реформы. Сейчас административные единицы не являются нормальными финансовыми единицами».

Тем не менее, по его словам, «в канун выборов существует высокая вероятность того, что вето будет преодолено. Принятие такого нового Бюджетного кодекса привлекательно для многих политических сил. Если говорить о вопросе децентрализации, развитии межбюджетных отношений, то это может быть шагом в правильном направлении».

В свою очередь, президент Аналитического центра «Открыта политика» Игорь ЖДАНОВ заметил: «Вся политическая элита понимает, что нужно изменять и Конституцию, и Бюджетный кодекс в направлении развития местного самоуправления. Сейчас местное самоуправление выполняет много функций, но просто не обеспечено достаточными финансовыми ресурсами. Думаю, что этот новый Бюджетный кодекс – правильный шаг в этом направлении. Чтобы Киев не формировал местные бюджеты и не указывал, что в этом году строить, а что нет. Понятно, что есть определенные проблемы в новой редакции кодекса, но все же это первый шаг в правильном направлении».

Читайте также:  Эксперты: при новом премьере в Украине мало что изменится

Что касается решения Президента, то И.ЖДАНОВ считает, что «здесь больше политические, а не правовые причины. Разворачивается президентская кампания, и понятно, что, с одной стороны, ТИМОШЕНКО, как один из инициаторов принятия этого кодекса, может использовать это в своей кампании. С другой стороны, ЮЩЕНКО заявил, что идет на выборы и добавлять дополнительные козыри в руки своих политических оппонентов он не хочет. Наверное, это был главный мотив принятого Президентом решения».

Как сообщал УНИАН, 23 июня Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (новая редакция). Данным законом предусмотрен формульный расчет трансфертов прямых отношений между государственным бюджетом и непосредственно бюджетами сел, поселков и городов районного значения.

Как отметил председатель Верховной Рады Владимир ЛИТВИН, данным законом предусматривается наличие 12 тысяч бюджетов вместо 700, существующих сегодня.

Премьер-министр Юлия ТИМОШЕНКО заявляла, что если В.ЮЩЕНКО не подпишет новую редакцию Бюджетного кодекса, то Верховной Раде необходимо будет попробовать преодолеть вето, и для этого нужно будет договариваться с депутатами от Партии регионов, у которых сегодня «золотая акция» в решении данного вопроса. При этом премьер отметила, что если изменения к Бюджетному кодексу все же не удастся ввести в действие в этом году, то в следующем эти документы обязательно будут подписаны новым Президентом.