Кто, почему, за что и как будет мочить Юлию Тимошенко

Кто, почему, за что и как будет мочить Юлию Тимошенко

Назначение 18 декабря второго правительства Ю. Тимошенко, безусловно, будет означать только обострение политического конфликта в Украине. Однако, как представляется, конфигурация политических сил довольно заметно поменяется. На данном этапе более востребованной видится схема всеобщей борьбы с премьером.

Кто?

Да, собственно, все. Или почти все.

Разумеется, больше всего претензий к Тимошенко у Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Так что президент и Партия регионов будут в первых рядах критиков правительства. Однако это не значит, что коммунисты и блок Литвина будут «пасти задних».

В конце-концов, Тимошенко нельзя рассчитывать даже на своих формальных соратников из коалиции демократических сил. Достаточно вспомнить, что в рядах НУНС пребывает несгибаемый Иван Плющ, которого так и не удалось убедить проголосовать за Тимошенко, а в рядах БЮТ – Григорий Омельченко, который перед самым назначением правительства устроил скандал с обвинением высокопоставленных бютовцев в коррупции…

Более того, даже некоторые зарубежные инстанции уже успели выразить обеспокоенность в связи с появлением в Украине нового правительства. Например, такое заявление сделал «Газпром».

Впрочем, его поведение как раз понятно. Тимошенко обещает расторгнуть существующие газовые контракты, а это вынудит «Газпром» компенсировать рост транзитных тарифов из своих прибылей – нарушать контракты с европейскими потребителями нельзя. Даже то, что повышение цен на газ для Украины с лихвой покроет расходы на транзит, особенно «газпромовцев» не успокаивает. Может быть, потому, что Тимошенко может рассказать такие подробности газовых контрактов, которые «Газпром» не хотел бы предавать гласности?

Почему?

У всех «нелюбителей» Тимошенко есть свои причины не любить Тимошенко.

Больше всего претензий скопилось у Виктора Ющенко, который занял свой пост во многом благодаря талантам Юлии Владимировны.

Во-первых, он не любит быть кому-либо обязанным. Понятно, что оказанная услуга перестает быть таковой, но вот избиратели отказываются это понять. А значит, приходится идти на уступки Тимошенко просто потому, что она тоже стояла на Майдане…

Читайте также:  «Праздник Голодомора»: выдуманная основа выдуманной украинской-«нерусской» идентичности

Во-вторых, какая-то Тимошенко неправильная. Вместо того, чтобы предаваться размышлениям о перспективах панукраинства над избранными фрагментами трипольской керамики, она проявляет непонятную президенту энергичность.

В-третьих, у них отличаются взгляды. В сфере гуманитарной проблем особенных проблем нет – президент проводит свою линию, а Тимошенко ему не мешает, сосредотачиваясь на социальных вопросах. Но вот в сфере экономики… Президент – убежденный либерал. Тимошенко же сторонник сильного государства, определяющего экономическую жизнь страны.

В конце-концов, Ющенко и Янукович хотят на двоих сыграть президентские выборы 2010 года. Причем, поскольку Ющенко от своих старых «любих друзів» отказался, а идею «широкой» коалиции поддерживает, складывается любопытная ситуация – как бы ни закончились выборы, их результат будет устраивать бизнес-верхушку Партии регионов. А Юлия Тимошенко ломает этот расклад уже просто потому, что может выдвинуть свою кандидатуру. При этом не важно – выдвинет ли она ее на самом деле…

Кстати, это не единственные потенциальные участники выборов 2010 года, которым не нужно участие в них Тимошенко.

Владимир Михайлович Литвин, кажется, действительно уверился в том, что он «нужен Украине». Должен же кто-то всех помирить и навести порядок? И Литвин берет на себя тяжелый труд с высоты своего авторитета давать оценки как коалиции, так и оппозиции… И ему очень нужен провал Тимошенко, чтобы все убедились в том, что без его участия в коалиции дела не будет.

Интересно только, неужели Литвин не догадывается, что за свою политическую жизнь он заработал себе немало недоброжелателей, а в этом составе ВР он не имеет «золотой акции»? Тимошенко, пока, не может прямо бороться с президентом, но вполне может ненароком зашибить Литвина, который поторопился занять уж слишком удобную для президента позицию. Кстати, с другой стороны, он занимает именно то место, которые хотела бы занять значимая часть ПР…

Читайте также:  Десять тем и событий, которые потрясли Украину в 2016 году

За что?

Искать поводы для начала военных действий оппонентам нового правительства придется недолго. Сочетание проблем, стоящих перед страной, привычных методов работы Тимошенко и предвыборных обещаний коалиции таково, что правительство неминуемо должно будет наступить на «грабли», опробованные еще в 2005 году. Например:

- Бюджет. Социальная нагрузка на бюджет многократно возрастет. Правительство Януковича учло далеко не все пожелания президента и уж конечно оно не учитывало пожеланий самой Юлии Владимировны. И не учло роста цен на газ. Тимошенко просто обязана выглядеть лучше Януковича в глазах президента и избирателей. А значит, необходимо срочно изыскать пути расширения доходной части бюджета – через увеличение прямых и косвенных налогов, изъятия оборотных средств у государственных предприятий, в конце-концов – приватизации.

- Реприватизация. В 2004 году Ющенко и Тимошенко обещали вернуть в госсобственность «Криворожсталь» и Никопольский ферросплавный завод. В 2007 году Тимошенко обещала заняться «Днепрооблэнерго» и «Лугансктепловозом». При этом она, однако, не обещала заниматься захваченным «Приватом» Кременчугским НПЗ…

- Инфляция. Сейчас уровень инфляции уступает только тому, который был достигнут правительством Ющенко и Тимошенко в 2000 году. Тимошенко и Терехин уже озвучили, что бороться они будут с ней теми же методами, что и в 2005 – ревальвацией гривни и активизацией импорта (через, например, «наведение порядка» на таможне).

Каждая из этих тем, сама по себе, вполне доброкачественная тема для критики. А ведь перечень далеко не полный…

Как?

Способы для того, чтобы устроить новому премьеру «сладкую жизнь» найдутся с большой легкостью – ведь стартовые условия у нее радикально отличаются от тех, что были в 2005 году.

Во-первых, у Тимошенко нет поддержки в парламенте. Она даже на коалицию опереться не может, поскольку та частично контролируется президентом. В условиях, когда саму Тимошенко избрали большинством в 226 голосов (причем пришлось прибегнуть к достаточно специфической, как для украинского парламента, процедуре), любые изменения в составе коалиции может иметь для ее жизнеспособности фатальные последствия… Например – сейчас, после перехода ряда депутатов в правительство.

Читайте также:  Референдум в Нидерландах: необходимое послесловие

Во-вторых, даже если Тимошенко удастся мобилизовать парламент в свою поддержку, это не будет играть большой роли – легитимность нынешней Рады трудно преуменьшить. Сколько бы не пытался «юрист» Стретович изобразить непонимание смысла сочетания «тайное голосование», очевидно – избранного в соответствии с процедурой председателя ВР у нас нет. Да и премьера надо было избирать после распределения комитетов… Про конституционность самих досрочных выборов говорить уже не будем.

В-третьих, у Тимошенко могут возникнуть проблемы с общественной поддержкой. Пока до этого далеко, но то, что ее избрали с третьего раза преимуществом в один голос – очень плохой сигнал для избирателей. Многое, конечно, зависит от интерпретации, но Тимошенко сейчас связана обязательствами перед Ющенко и дать оценку происходящему не может.

В-четвертых, властные полномочия Тимошенко не так уж велики. Значительная часть Кабмина ею не контролируется (ведь «нашеукраинскую» квоту президент заполнил сам), а вертикаль исполнительной власти президент подмял под себя даже в большей мере, чем это было в 2005 году (сейчас губернаторы не только назначаются президентом, но и введены в состав СНБОУ). Более того, Тимошенко обещала президенту отказаться от принятого с ее участием закона о Кабмине…

В общем, новому премьеру предстоит тяжелая информационная война. Причем на главном направлении – в борьбе с президентом, она вынуждена будет обороняться.