учиться избирательным технологиям

У кого лучше учиться избирательным технологиям?

В последнее время на книжном рынке появилось немало новых книг, посвященных технологиям проведения избирательных кампаний. Довольно много книг можно и заказать (реклама такого рода литературы находится на многих Web-сайтах). Литература эта пользуется определенным спросом, однако она далеко не одинакового качества.

Все книги посвященные выборам и избирательным технологиям, по наблюдениям автора, можно разделить на три группы и одну подгруппу по степени полезности для технолога-практика.

Первая группа, это книги откровенно бесполезные. Они посвящены избирательным кампаниям вообще, и ни одной из них – в частности. Хотя зачастую такие книги пишутся профессионалами-практиками, они имеют ценность преимущественно для теоретических разделов диссертации на соответствующие темы. Впрочем, при желании можно найти и ценные рекомендации. Главным образом они касаются юридических вопросов организации голосования, при разборе которых авторы могут и разгласить какие-то ценные сведения. Правда, избирательное законодательство у нас меняется со столь дивной регулярностью, что такие сведения относятся к категории «скоропортящихся».

В целом же надо иметь в виду, что практических сведений в таких книгах быть и не должно. Дело в том, что задача авторов – подтвердить свой и без того высокий профессиональный статус и привлечь новых клиентов. В лучшем случае речь идет о теоретике, который рассматривает феномен выборов с философской, исторической или иной точки зрения, не предполагающей каких-то конкретных выводов или рекомендаций.

Опасения авторов-профессионалов (не высказанные, но явно присутствующие) о том, что опубликованные сведения о конкретных приемах и технологиях приведут к потере «ноу-хау», в действительно не обоснованы. «Фокус» заключается все же не в знании конкретных технологий, а в умении применять их к месту, времени и именно в той форме, которую требует место и время. А это уже функция опыта, таланта, и, в определенной мере, везения. Кстати, все это у авторов таких книг обычно присутствует в избытке.

Сочинением такого рода литературы развлекаются, например, руководители крупнейшей российской имиджмейкерской фирмы «Никколо-М». Такого же рода книгу недавно выпустил один из руководителей агентства «Миссия-Л» М. Кошелюк. Вообще, самой ценной частью этих книг для профессионального пиарщика является реклама соответствующих фирм…

Читайте также:  Порошенко и короткий шаг от "гидности" до цинизма

Вторую группу составляют книги полезные, призванные помочь начинающим политтехнологам, а также заинтересованным в разумности своего выбора избирателям. Такого рода произведения в высшей мере информативны, поскольку в них приводятся конкретные описания конкретных ситуация в которых пришлось побывать авторам. Иногда это монографии, иногда – наукообразно оформленные мемуары, а иногда и просто сборники технологий. Следует отметить, что авторы таких книг либо не относятся к самым известным и удачным технологам, либо по преимуществу ученые, и потому скорее стремятся «забить место» в определенной сфере.

Если книги предыдущей группы обычно оформлены самым блестящим образом – в твердом переплете, на плотной бумаге, с цветными иллюстрациями (еще бы – надо привлечь клиента), то эти выглядят значительно скромнее. Впрочем, красочность издания далеко не всегда показатель качества книги.

Из книг, изданных в Украине, следует обратить внимание на монографии О. Петрова «Социологические избирательные технологии», В. Полторака «Социология общественного мнения» и А. Вишняка «Электоральная социология». Все это – серьезные научные монографии, причем книга В. Полторака даже имеет статус учебника (но и выборная проблематика там затрагивается только частично). К сожалению, украинские книги по этой тематике почему-то сосредоточены именно на вопросах социологии, а это несколько сужает сферу их возможного практического применения.

Из новой российской литературы, которая нашему читателю в основном недоступна, следует обратить внимание на книги С. Фаера «Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы» и А. Максимова «Чистые» и «грязные» технологии выборов».

Первая из них – воистину великолепный сборник различных приемов с примерами и рекомендациями по практическому использованию технологий. Судя по всему, это бывший сборник для членов команды, с которой автор провел около десятка успешных выборных кампаний, в том числе – последнюю кампанию И. Хакамады в Петербурге. Хотя к книги могут быть некоторые претензии в плане излишней цветистости названий технологий да и самого не слишком понятного термина «стратагема», она все же аналогов по видимому не имеет.

Книга же А. Максимова (к слову – уже выдержавшая не менее двух изданий) – обобщение опыта автора в отношении нескольких десятков избирательных кампаний в разных регионах России. Она менее четко структурирована, но может использоваться именно как книга, а не как справочник, что может понравиться читателям с гуманитарным складом ума.

Читайте также:  Работа над ошибками Малкина и Сучкова (рецензия на книгу Малкин Е., Сучков Е., Мамитов А., Петров В. Политические технологии: работа над ошибками. – М.: Русская панорама, 2016)

Промежуточное положение между «полезными» и «бесполезными» занимают довольно активно издававшиеся в первой половине 1990-х годов сборники наставлений иностранных авторов или обобщения иностранного опыта авторами отечественными. По замыслу это были книги безусловно полезные, предназначенные для повышения культурного уровня начинающих политиков и технологов, однако фактически они таковыми не оказались. Причин тому оказалось несколько.

Во-первых, не всюду сопоставимы принятые правила политической игры – как психологические, так и институциональные. Далеко не все приемы, которые эффективны в США и Европе применимы в странах СНГ. Например, политический фанд-райзинг (т.е. – сбор средств на проведение избирательных кампаний) при выборах в местные органы власти в странах традиционной демократии опирается в основном на пожертвования рядовых избирателей. В наших условиях собирать деньги, чтобы провести своих представителей в парламент может прийти в голову разве что коммунистам.

Во-вторых, ученики довольно быстро достигли, а кое-где и превысили уровень своих учителей, зачастую даже не знакомясь с их рекомендациями. В этом отношении доходит буквально до анекдотов.

Например, читая, что называется – «прозвучавшую», полемическую книгу известного французского социолога П. Шампаня «Делать мнение», автор с некоторым недоумением обнаружил, что во Франции представления не имеют о том, что выборы, оказывается, можно прогнозировать… Возможно я что-то не понял или преувеличил, желающие сами могут обратиться к этой книге, изданной в 1998 году московским издательством «Социо-логос». В книге, последний раздел которой был написан в 1995 году, утверждается, что прогнозирование французских выборов сводится к т.н. «прямому прогнозу», т.е. – пересчету результатов опросов к тем, кто собирается принять участие в выборах. Если это действительно так, то опасаюсь, что публикация во Франции книг О. Петрова и А. Вишняка привела бы к волне самоубийств, среди местных политологов и социологов. А ведь демократические выборы во Франции начались «на несколько месяцев» раньше, чем в Украине.

К третьей группе относятся книги отчетливо вредные, писанные людьми непрофессиональными и не разбирающимися в проблематике. Авторы таких произведений, в последнее время весьма активно издаваемых как в России, так, к сожалению, и в Украине, представляют собой две группы.

Читайте также:  Слабоумие и отвага. Зависимость украинской политики от выборов в США

Во-первых, это провалившиеся политики и технологи, обиженные на весь белый свет вообще и на демократию в особенности. Враждебность демократии может быть и «идейной», но идеологическая часть книг обычно вызывает сомнения, что кто-либо вообще может придерживаться столь загадочных «взглядов». Целью таких книг является ввести в заблуждение тех наивных читателей, которые захотят при помощи их советов провести избирательные кампании, а если эти попытки провалятся (обратный вариант может быть только случайным), свалить все на изначальную «злокозненность» демократии. Трудно понять, что они хотят от этого получить – то ли союзников в создании ордена врагов демократии на некоммунистической позиции (коммунисты не годятся – они все же иногда побеждают), то ли просто удовлетворение природной подлости.

Во-вторых, это серьезные (вроде бы) ученые, которые в действительности имеют весьма слабое представление о предмете. Их труды сводятся в основном к пересказу книг других авторов, посвященных политическим системам иностранных государств, отчасти – газетных статей, посвященных выборным кампаниям в России и Украине. Целью составления таких книг обычно является, так же как и в случае с серьезными практиками-учеными, «забить место» в соответствующей научной тематике. Зачастую полученная в результате литература получается весьма неплохой в качестве учебной, но с точки зрения практический потребностей критики она обычно не выдерживает. Тем более что применение сторонних источников вовсе не обязательно предполагает их качественное использование.

К сожалению, опознать «вредительскую» книгу практически невозможно. Разве что по навязчивой рекламе и объявлениям типа «в ваших руках – бесценное сокровище». То, что авторы тебя дурят нередко начинаешь понимать, случайно дав книгу специалисту в какой-то специальной сфере, например – по политической системе США. В общем, остается повторить слова В. Цоя – «следи за собой, будь осторожен».